Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Подпрограмма: «Школа здоровых привычек»

Пояснительная записка.

 

Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношениитабакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний,  асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах и должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.

Для решения общей задачи – борьбы с вредными привычками среди подрастающего поколения необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.

Цель программы: способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к здоровому образу жизни; формировать личную ответственность за своё поведение, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу по наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи программы:

— развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

— предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

— обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

— привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

— профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Механизм реализации программы осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив.
  • взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.
  • психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
  • привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.
  • повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.

 

Организация профилактической работы предполагает:

  1. Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
  2. Согласование плана работы с ОДН, КДН и утверждение его директором школы.
  3. Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.
  4. Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.
  5. Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.
  6. Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.
  7. Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
  8. Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.
  9. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
  10. Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность:

 

  1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.
  2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
  3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающейпозиции и поведения.
  5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
  7. Создание условий для развития личности учащегося, формированиепозитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном  оздоровлении социального окружения учащегося.

Участники реализации программы: учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагог-психолог школы, социальный педагог, мед. Работник школы, педагоги дополнительного образования; школьный участковый инспектор, инспектор ОПДН; родители.

 

 

План мероприятий

по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся МОАУ СОШ № 6

на 2015-2016 учебный год.

 

Наименование мероприятия Срок проведения Ответственные
1. Изучение нормативных документов по профилактике правонарушений наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних:— администрацией школы;

— классными руководителями;

— обучающимися;

— родителями.

Август-сентябрь Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

2. Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов и бесед  по профилактике вредных привычек. Август-сентябрь Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

3. Оформление предметных стендов  Август-сентябрь, обновление по мере необходимости Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

4. Организация взаимодействия администрации школы с ОПДН, ОВД,  узкими специалистами (врачом — наркологом, неврологом и др.) В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

5. Проведение анкетирования и социологического исследования по вопросам отношения подростков к проблемам наркомании, алкоголизма итабакокурения. Два раза в год Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

6. Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и детей, находящихся под опекой. Составление картотеки в базе данных школы. Сентябрь, обновление по мере необходимости Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

7. Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, табакокурения и наркомании и постановка их на внутри школьный учет. В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

8. Оказание содействия МКУЦГБ в обследовании детей на предмет выявления употребления наркотиков  По графику Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

9. Диагностирование микрорайона с целью выявления участков, отрицательно влияющих на детей. В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

 

10. Организация контроля за местами концентрации подростков, с целью предотвращения, распространения,   приобретения и возможного сбыта наркотических веществ и алкогольной продукции. В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

 

11. Обновление и уточнение картотеки индивидуального учета подростков «группы риска»,  стоящих на учете ВШУ и ОПДН. По мере необходимости Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

 

12. Сбор и мониторинг информации занятости учащихся «группы риска» во внеурочное время. Ежемесячно Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

 

13. Проведение работы по вовлечению подростков «группы риска» в кружки, спортивные секции. В течение года  Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

 

14. Проведение рейдов по микрорайону и в семьи учащихся «группы риска». 1 раз в четверть Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

 

15. Заседание МО классных руководителей по планированию работы направленной на профилактику вредных привычек среди подростков. Ноябрь Крутая Ю. Б.Бояркина М. В. (рук. МО классных руководителей)
16. Консультации для классных руководителей. В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

17. Профилактическая работа кружков и спортивных секций. В течение года Крутая Ю. Б.,руководители кружков и спортивных секций
18. Проведение тематических классных часов. В течение года по плану Крутая Ю. Б.,классные руководители
19. Организация агитбригад. Конкурс наглядной агитации (газет, буклетов, лозунгов и т.д.) «Мир без вредных привычек». В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

20. Проведение месячника здоровья (по отдельному плану) Апрель Крутая Ю. Б.,классные руководители, учителя физической культуры
21. Проведение месячника профилактике вредных привычек (по отдельному плану) Март Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

22. Встреча с врачом наркологом Еричевым Н. В. По согласованию Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

классные руководители

23. Беседы с представителем наркоконтроля г. Горячий Ключ Савченко О. Г. По согласованию Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

классные руководители

24. Проведение профилактической работы в рамках операции «Подросток». В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

 

25. Проведение профилактической работы в рамках программы «Антинарко» В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

26. Участие в краевом конкурсе «Дети Кубани против наркотиков». По графику Зам. директора по ВР, социальный педагог.
27. Акция приуроченная ко Всемирному дню отказа от курения «Меняй сигаретку на конфетку». 21 ноября Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители
28. Проведение бесед, лекций, кинолекториев, направленных на профилактику и употребление ПАВ в детско-молодежной среде. В течении года по плану Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

классные руководители

29. Радио беседы «Подросток в мире вредных привычек». Январь, март Крутая Ю. Б.Попова Л. П,

школьное самоуправление.

30. Выставка книг и научно-популярной литературы в школьной библиотеке. Март Зав. библиотекой
31. Проведение внеклассных мероприятий, способствующих формированию и актуализации у учащихся здорового образа жизни В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

классные руководители

32. Работа комнаты психологической разгрузки для детей склонных к вредным привычкам. В течение года Сторчак Л. Я.
33. Организация работы Совета профилактики. В течение года (среда) Администрация школы
34. Библиотечные уроки. По графику работы библиотеки Тураева И. В.
35. Психологические тренинги «Учусь сопротивляться давлению». Два раза в год Сторчак Л. Я.
36. Творческие проекты Март-апрель Крутая Ю. Б.учителя-предметники
37. Проведение анкетирования и социологического исследования по вопросам отношения подростков к проблемам наркомании, алкоголизма итабакокурения. 2 раза в год (сентябрь, март) Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

классные руководители

38. Организация индивидуальных консультаций для родителей. В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

39. Разработка памяток и буклетов для родителей по вопросам оказания методической помощи и выявления детей, склонных к вредным привычкам. В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

40. Контроль и патронаж семей «группы риска». Профилактическая работа с данной категорией родителей. В течение года Крутая Ю. Б.Иванова В. О.

Сторчак Л. Я.

41. Общешкольные родительские собрания (по профилактике вредных привычек среди школьников) 2 раза в год Крутая Ю. Б.
42. Привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий. По мере необходимости Крутая Ю. Б..Классные руководители
43. Совместное внеклассное мероприятие «Папа, мама, я – здоровая семья». Апрель Крутая Ю. Б.классные руководители.