Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
муниципального образования город Горячий Ключ
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №12
от 21 апреля 2016 года
Председатель педсовета
________________ Е.И.Евтушенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса по выбору «Подготовка к ГИА по информатике и ИКТ»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) ____9__________________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов ___17_____ Уровень ______базовый__________
(базовый, профильный)
Учитель __Дыганова Ольга Владиленовна________________
Программа разработана Дыгановой О.В., учителем информатики и ИКТ МОАУ СОШ №6 МО г. Горячий Ключ
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Содержание определяется на основе следующих документов:
Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г.
Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.
Содержание курса представляет самостоятельный модуль, изучаемый в режиме интенсива. Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель курса
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
- выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
- сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
- сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности. учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ГИА.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ГИА. Продолжительность занятия 1 час. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения тестов в бумажном варианте и через Интернет.
В качестве итогового контроля учащимся предлагается выполнить одну из демонстрационных версий ГИА прошлых лет (части А и В) через Интернет.
- II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Перечень тем |
Всего часов |
В том числе | |
Теория | Практ.
занятия |
|||
1. | Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике | 1 | 1 | 0 |
2. | Представление и передача информации | 2 | 1 | 1 |
3. | Обработка информации | 4 | 1 | 3 |
4. | Информационно коммуникационные технологии | 2 | 1 | 1 |
5. | Проектирование и моделирование | 1 | 1 | 0 |
6. | Электронные таблицы, базы данных | 2 | 0 | 2 |
7. | Алгоритмизация и программирование | 3 | 1 | 2 |
8. | Итоговый контроль | 2 | — | 2 |
Итого: | 17 | 7 | 10 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике.
Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по информатике.
ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ГИА по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА.
- «Представление и передача информации»
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации. Кодирование и декодирование информации.
Теоретический материал по данной теме, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
- «Обработка информации»
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
- «Информационно коммуникационные технологии»
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов. Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием различных устройств. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест
- «Проектирование и моделирование»
Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест.
- «Электронные таблицы, базы данных»
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по ним. Представление формульной зависимости в графическом виде. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных версий. Контрольный тест
- Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования.
Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
- Итоговый контроль
Осуществляется через Интернет, где заложены демонстрационные версии ГИА по информатике частей А и В.
IV.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны
знать
- цели проведения ГИА;
- особенности проведения ГИА по информатике;
- структуру и содержание КИМов ГИА по информатике.
уметь
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
- оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
- применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.
Курс рассчитан на 24 часа лекционно-практических занятий и проводится в течение учебного года по 1 часу в неделю.
- V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- 12 персональных компьютеров с операционной системой Windows и программным обеспечением Microsoft Office, QBasic.
- Локальная компьютерная сеть;.
- Глобальная сеть Интернет.
- Проектор, экран.