Воспитательная программа «Школа-территория здоровья»

 

 «Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства».

                                                                                  Джон Леббок

 

Пояснительная записка

В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на  ребенка. В связи с чем,школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, намного труднее учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Школа – территория здоровья” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим,  и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.

Программа  разработана с целью оптимального использования здоровье сберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровье сберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Выделяют несколько компонентов здоровья:

  • Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
  • Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
  • Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
  • Нравственноездоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.

Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.

Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:

  • Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
  • Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
  • Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
  • Уровень психологической помощи учащимся.
  • Состояние микроклимата в школе и дома.

        Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей  школы.

Цели программы:

  1. Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
  2. Создать в школе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровье сбережения.
  3. Продолжать диагностику состояния здоровья обучающихся с целью динамического наблюдения за их развитием.

 

 Задачи программы:

  1. Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
  2. Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обученияшкольников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
  3. Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.

4.Развитие психолого-логопедо-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся.

  1. Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
  2. Ведениепаспорта здоровья класса, в котором фиксируется все,  что касается здоровья учащихся.
  3. Воспитание у педагогов и учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
  4. Пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
  5. Изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
  6. Повышение уровня правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
  7. Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;

 

Приоритетные направления деятельности.

1. Поддержание здоровье сберегающей среды

1) Оптимальный режим функционирования ОУ позволяющий сочетать учебную нагрузку с занятиями спортом и отдыхом

2) Сохранение привычного режима дня на I образовательной ступени

3) Рекреационное время и физкульт паузы во время образовательного процесса

4) Обеспечение психо-эмоциональной безопасности как одной из составляющих здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении

2. Внедрение здоровье сберегающих технологий

1) Взаимодействие с системой здравоохранения, методическую помощь педагогам в реализации здоровье сберегающих технологий (методические кабинеты, центры здоровья, сообщества педагогов)

2) Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы

3) Организация рационального питания и питьевого режима

4) Медицинское сопровождение образовательного процесса

5) Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе

3. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы

1) Содействовать созданию спортивных и физкультурно-оздоровительных секций на базе школы

2) Провести мониторинг занятий спортивной деятельностью обучающихся образовательном учреждении, их адаптации к учебному процессу, успеваемости, сравнительным показателям здоровья

3) Содействовать пропаганде спорта и повышению физической культуры обучающихся.

4. Просветительская работа с родителями и обучающимися

1) Активизировать работу родительского всеобуча по вопросам регламентации образовательного процесса, характеристике возрастных особенностей обучающихся, безопасному пребыванию в ОУ и на улице, профилактике вредных привычек, выбору профессии

2) Ввести традицию выступления родительской общественности перед обучающимися с актуальными вопросами

3) Систематизировать информацию для родителей и опубликовать ее на сайте школы

5. Повышение комфортности образовательной среды

1) Содействовать системе адаптации к условиям образовательного учреждения при переходе на каждую образовательную ступень

2) Продумать систему досуговой деятельности обучающихся

3) Сохранить и развить единую эмоционально привлекательную воспитывающую среду школу.

 

Ожидаемые результаты.

—         создание безопасной среды в образовательном учреждении, повышение показателей здоровья;

—         высокие показатели физического, психического и морального здоровья обучающихся

—         создание оптимального режима образовательного процесса

—         реализация понятия здорового образа жизни как желательного реально достижимого осознанное отношение участников образовательного процесса к состоянию здоровья как основному фактору успеха на всех этапах жизни.

 

Участники программы.

Учащиеся; ученическое самоуправление; родители; педагоги; директор школы; заместитель директора по УВР, учителя-предметники (ОБЖ, биология, физическая культура); классные руководители; медработник; школьные специалисты (социальный педагог, психолог).

Методическое обеспечение программы.

  1. Создание банка здоровье сберегающих педагогических технологий.
  2. Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
  3. Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровье сбережения.

 

Здоровье сберегающие технологии в школе

Методы здоровье сберегающих образовательных технологий:

  • фронтальный;
  • групповой;
  • практический метод;
  • познавательная игра;
  • ситуационный метод;
  • игровой метод;
  • соревновательный метод;
  • активные методы обучения;
  • воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.

 

Приёмы здоровье сберегающих образовательных технологий:

  • защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
  • компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  • стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии)
  • информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).

Принципы    здоровье сберегающих технологий:

  • «Не навреди!».
  • Принцип сознательности.
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип повторения знаний, умений и навыков
  • Принцип постепенности.
  • Принцип индивидуализации и доступности.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип активности.
  • Принцип оздоровительной направленности
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников.
  • Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.

 

Этапы организации работы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:  организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно — оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.

  1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

— лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;

—  проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и  других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

— создание в школе общественного совета по здоровью,  включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно оздоровительных клубов.

  1. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение

квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и  укрепления здоровья детей, включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

 

Система работы по программе «Школа-территория здоровья».

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

 

  1. Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовленияпищи;
  • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока  возлагается на администрацию образовательного учреждения.

  1. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,

направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

  • соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и вне учебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
  • ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

  1. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы включает:
  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию занятий по лечебной физкультуре;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походови т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

  1. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
  • организацию дней здоровья.
  1. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
  • работу родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостиная»;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 

Показатели эффективности реализации программы

«Школа — территория здоровья».

Эффекты Показатели по направлениям
1. Общие -высокие показатели здоровья участников образовательного процесса;— на всех этапах образовательного процесса реализуется здоровье сберегающие технологии;

— обучающиеся ориентированы на здоровый образ жизни;

— ведется комплексный мониторинг здоровья обучающегося;

— создание здоровье сберегающей среды.

2. Социальные — созданы условия для занятий физической культурой и спортом;— образовательная среда носит адаптивный характер;

— повышение уровня комфортности школьной инфраструктуры;

— системно ведется пропаганда здорового образа жизни;

-ведется работа по снижению травматизма и уменьшению заболеваемости;

3. Партнерство — школа активно сотрудничает с организациями здравоохранения;— обучающиеся информированы о работе спортивных секций и проведению спортивных мероприятий;

— позиция школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся представлена в средах массовой информации;