«Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства».
Джон Леббок
Пояснительная записка
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. В связи с чем,школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, намного труднее учиться. Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны. Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Школа – территория здоровья” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Программа разработана с целью оптимального использования здоровье сберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровье сберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Выделяют несколько компонентов здоровья:
- Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека.
- Физическое здоровье – уровень роста и развитие органов и систем организма.
- Психическое здоровье – состояние психической сферы, душевного комфорта.
- Социальное здоровье – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе.
- Нравственноездоровье – это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Основная задача школы – создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Школа может и должна заниматься изучением таких причин.
Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.
Факторы, влияющие на причины здоровья ученика:
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно-оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
- Уровень психологической помощи учащимся.
- Состояние микроклимата в школе и дома.
Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, становится актуальной задачей школы.
Цели программы:
- Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Создать в школе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровье сбережения.
- Продолжать диагностику состояния здоровья обучающихся с целью динамического наблюдения за их развитием.
Задачи программы:
- Нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня.
- Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обученияшкольников, использование технологий урока, сберегающих здоровье обучающихся.
- Планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащимися.
4.Развитие психолого-логопедо-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического состояния учащихся.
- Привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
- Ведениепаспорта здоровья класса, в котором фиксируется все, что касается здоровья учащихся.
- Воспитание у педагогов и учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- Пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- Изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
- Повышение уровня правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
- Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
Приоритетные направления деятельности.
1. Поддержание здоровье сберегающей среды
1) Оптимальный режим функционирования ОУ позволяющий сочетать учебную нагрузку с занятиями спортом и отдыхом
2) Сохранение привычного режима дня на I образовательной ступени
3) Рекреационное время и физкульт паузы во время образовательного процесса
4) Обеспечение психо-эмоциональной безопасности как одной из составляющих здоровье сберегающей среды в образовательном учреждении
2. Внедрение здоровье сберегающих технологий
1) Взаимодействие с системой здравоохранения, методическую помощь педагогам в реализации здоровье сберегающих технологий (методические кабинеты, центры здоровья, сообщества педагогов)
2) Оптимизация физкультурно-оздоровительной работы
3) Организация рационального питания и питьевого режима
4) Медицинское сопровождение образовательного процесса
5) Использование здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе
3. Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы
1) Содействовать созданию спортивных и физкультурно-оздоровительных секций на базе школы
2) Провести мониторинг занятий спортивной деятельностью обучающихся образовательном учреждении, их адаптации к учебному процессу, успеваемости, сравнительным показателям здоровья
3) Содействовать пропаганде спорта и повышению физической культуры обучающихся.
4. Просветительская работа с родителями и обучающимися
1) Активизировать работу родительского всеобуча по вопросам регламентации образовательного процесса, характеристике возрастных особенностей обучающихся, безопасному пребыванию в ОУ и на улице, профилактике вредных привычек, выбору профессии
2) Ввести традицию выступления родительской общественности перед обучающимися с актуальными вопросами
3) Систематизировать информацию для родителей и опубликовать ее на сайте школы
5. Повышение комфортности образовательной среды
1) Содействовать системе адаптации к условиям образовательного учреждения при переходе на каждую образовательную ступень
2) Продумать систему досуговой деятельности обучающихся
3) Сохранить и развить единую эмоционально привлекательную воспитывающую среду школу.
Ожидаемые результаты.
— создание безопасной среды в образовательном учреждении, повышение показателей здоровья;
— высокие показатели физического, психического и морального здоровья обучающихся
— создание оптимального режима образовательного процесса
— реализация понятия здорового образа жизни как желательного реально достижимого осознанное отношение участников образовательного процесса к состоянию здоровья как основному фактору успеха на всех этапах жизни.
Участники программы.
Учащиеся; ученическое самоуправление; родители; педагоги; директор школы; заместитель директора по УВР, учителя-предметники (ОБЖ, биология, физическая культура); классные руководители; медработник; школьные специалисты (социальный педагог, психолог).
Методическое обеспечение программы.
- Создание банка здоровье сберегающих педагогических технологий.
- Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
- Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровье сбережения.
Здоровье сберегающие технологии в школе
Методы здоровье сберегающих образовательных технологий:
- фронтальный;
- групповой;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- активные методы обучения;
- воспитательные, просветительские и образовательные программы; метод индивидуальных занятий.
Приёмы здоровье сберегающих образовательных технологий:
- защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);
- компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; тренинги, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
- стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии)
- информационно-обучающее (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам).
Принципы здоровье сберегающих технологий:
- «Не навреди!».
- Принцип сознательности.
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип повторения знаний, умений и навыков
- Принцип постепенности.
- Принцип индивидуализации и доступности.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
- Принцип наглядности.
- Принцип активности.
- Принцип оздоровительной направленности
- Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников.
- Принцип всестороннего и гармоничного развития личности.
Этапы организации работы по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни.
Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по: организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно — оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
Второй этап — организация работы образовательного учреждения по данному направлению.
- Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
— лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек;
— проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
— создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), представителей детских физкультурно оздоровительных клубов.
- Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение
квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:
- проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
- приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
- привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
Система работы по программе «Школа-территория здоровья».
Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:
- Здоровье сберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовленияпищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спорт площадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
- Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и вне учебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
- использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
- введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
- ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
- Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы включает:
- полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
- рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
- организацию занятий по лечебной физкультуре;
- организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками;
- организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
- организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
- регулярное проведение спортивно оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походови т. п.).
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.
- Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
- внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);
- проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:
- интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
- проведение часов здоровья;
- факультативные занятия;
- занятия в кружках;
- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
- организацию дней здоровья.
- Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
- лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
- работу родительских клубов «Мы вместе», «Совет бабушек и дедушек», «Гостиная»;
- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
Показатели эффективности реализации программы
«Школа — территория здоровья».
№ | Эффекты | Показатели по направлениям |
1. | Общие | -высокие показатели здоровья участников образовательного процесса;— на всех этапах образовательного процесса реализуется здоровье сберегающие технологии;
— обучающиеся ориентированы на здоровый образ жизни; — ведется комплексный мониторинг здоровья обучающегося; — создание здоровье сберегающей среды. |
2. | Социальные | — созданы условия для занятий физической культурой и спортом;— образовательная среда носит адаптивный характер;
— повышение уровня комфортности школьной инфраструктуры; — системно ведется пропаганда здорового образа жизни; -ведется работа по снижению травматизма и уменьшению заболеваемости; |
3. | Партнерство | — школа активно сотрудничает с организациями здравоохранения;— обучающиеся информированы о работе спортивных секций и проведению спортивных мероприятий;
— позиция школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся представлена в средах массовой информации; |