Пояснительная записка.
Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношениитабакокурения – почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость.
Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития – от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие – «защитные факторы». Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости – наиболее современный подход к профилактике.
Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта – это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.
Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах и должна рассматриваться во всей ее целостности.
Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества.
Для решения общей задачи – борьбы с вредными привычками среди подрастающего поколения необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь «болезнь легче предупредить, чем лечить». Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании.
Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам.
Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни.
Цель программы: способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к здоровому образу жизни; формировать личную ответственность за своё поведение, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу по наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма и правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи программы:
— развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;
— предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
— обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
— привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;
— профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Механизм реализации программы осуществляется через:
- мониторинговые исследования и определение перспектив.
- взаимодействие педагогов, классных руководителей, родителей, детей; сотрудничество с КДН, ОДН.
- психолого-педагогическое сопровождение работы по профилактике наркомании.
- внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ.
- привлечение родителей для успешного функционирования программы по профилактике наркомании.
- повышение роли дополнительного образования детей; организацию совместной деятельности детей и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание, туристско-краеведческую работу.
Организация профилактической работы предполагает:
- Включение в план работы школы мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании правонарушений среди несовершеннолетних на учебный год.
- Согласование плана работы с ОДН, КДН и утверждение его директором школы.
- Ознакомление с планом мероприятий педагогического коллектива.
- Обсуждение направлений работы по профилактике употребления ПАВ и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях методического объединения классных руководителей.
- Обмен информацией о ходе профилактической работы между учебным заведением и структурными подразделениями города.
- Обсуждение хода работы по ранней профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних на заседаниях родительского комитета.
- Деятельность школьной библиотеки по профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних через выставку литературы, читательские конференции и диспуты.
- Борьбу с абсентеизмом (пропуски занятий без уважительных причин), которая, являясь одним из основных направлений в воспитательной и учебной работе, обеспечивает успешную профилактику наркомании и правонарушений, а также формирование у подростков навыков законопослушного поведения.
- Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей.
- Организацию досуга учащихся, широкое вовлечение их в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу, которые способствуют развитию творческих инициатив ребёнка, активному полезному проведению свободного от учёбы времени, формированию законопослушного поведения.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность:
- Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.
- Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.
- Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающейпозиции и поведения.
- Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
- Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).
- Создание условий для развития личности учащегося, формированиепозитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.
Участники реализации программы: учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагог-психолог школы, социальный педагог, мед. Работник школы, педагоги дополнительного образования; школьный участковый инспектор, инспектор ОПДН; родители.
План мероприятий
по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения среди учащихся МОАУ СОШ № 6
на 2015-2016 учебный год.
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов по профилактике правонарушений наркомании, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних:— администрацией школы;
— классными руководителями; — обучающимися; — родителями. |
Август-сентябрь | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
2. | Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов и бесед по профилактике вредных привычек. | Август-сентябрь | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
3. | Оформление предметных стендов | Август-сентябрь, обновление по мере необходимости | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
4. | Организация взаимодействия администрации школы с ОПДН, ОВД, узкими специалистами (врачом — наркологом, неврологом и др.) | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
5. | Проведение анкетирования и социологического исследования по вопросам отношения подростков к проблемам наркомании, алкоголизма итабакокурения. | Два раза в год | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
6. | Выявление неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей и детей, находящихся под опекой. Составление картотеки в базе данных школы. | Сентябрь, обновление по мере необходимости | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
7. | Выявление учащихся, склонных к употреблению алкоголя, табакокурения и наркомании и постановка их на внутри школьный учет. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
8. | Оказание содействия МКУЦГБ в обследовании детей на предмет выявления употребления наркотиков | По графику | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
9. | Диагностирование микрорайона с целью выявления участков, отрицательно влияющих на детей. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
|
10. | Организация контроля за местами концентрации подростков, с целью предотвращения, распространения, приобретения и возможного сбыта наркотических веществ и алкогольной продукции. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
|
11. | Обновление и уточнение картотеки индивидуального учета подростков «группы риска», стоящих на учете ВШУ и ОПДН. | По мере необходимости | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
|
12. | Сбор и мониторинг информации занятости учащихся «группы риска» во внеурочное время. | Ежемесячно | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
|
13. | Проведение работы по вовлечению подростков «группы риска» в кружки, спортивные секции. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
|
14. | Проведение рейдов по микрорайону и в семьи учащихся «группы риска». | 1 раз в четверть | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
|
15. | Заседание МО классных руководителей по планированию работы направленной на профилактику вредных привычек среди подростков. | Ноябрь | Крутая Ю. Б.Бояркина М. В. (рук. МО классных руководителей) |
16. | Консультации для классных руководителей. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
17. | Профилактическая работа кружков и спортивных секций. | В течение года | Крутая Ю. Б.,руководители кружков и спортивных секций |
18. | Проведение тематических классных часов. | В течение года по плану | Крутая Ю. Б.,классные руководители |
19. | Организация агитбригад. Конкурс наглядной агитации (газет, буклетов, лозунгов и т.д.) «Мир без вредных привычек». | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
20. | Проведение месячника здоровья (по отдельному плану) | Апрель | Крутая Ю. Б.,классные руководители, учителя физической культуры |
21. | Проведение месячника профилактике вредных привычек (по отдельному плану) | Март | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
22. | Встреча с врачом наркологом Еричевым Н. В. | По согласованию | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
классные руководители |
23. | Беседы с представителем наркоконтроля г. Горячий Ключ Савченко О. Г. | По согласованию | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
классные руководители |
24. | Проведение профилактической работы в рамках операции «Подросток». | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я.
|
25. | Проведение профилактической работы в рамках программы «Антинарко» | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
26. | Участие в краевом конкурсе «Дети Кубани против наркотиков». | По графику | Зам. директора по ВР, социальный педагог. |
27. | Акция приуроченная ко Всемирному дню отказа от курения «Меняй сигаретку на конфетку». | 21 ноября | Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
28. | Проведение бесед, лекций, кинолекториев, направленных на профилактику и употребление ПАВ в детско-молодежной среде. | В течении года по плану | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
классные руководители |
29. | Радио беседы «Подросток в мире вредных привычек». | Январь, март | Крутая Ю. Б.Попова Л. П,
школьное самоуправление. |
30. | Выставка книг и научно-популярной литературы в школьной библиотеке. | Март | Зав. библиотекой |
31. | Проведение внеклассных мероприятий, способствующих формированию и актуализации у учащихся здорового образа жизни | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
классные руководители |
32. | Работа комнаты психологической разгрузки для детей склонных к вредным привычкам. | В течение года | Сторчак Л. Я. |
33. | Организация работы Совета профилактики. | В течение года (среда) | Администрация школы |
34. | Библиотечные уроки. | По графику работы библиотеки | Тураева И. В. |
35. | Психологические тренинги «Учусь сопротивляться давлению». | Два раза в год | Сторчак Л. Я. |
36. | Творческие проекты | Март-апрель | Крутая Ю. Б.учителя-предметники |
37. | Проведение анкетирования и социологического исследования по вопросам отношения подростков к проблемам наркомании, алкоголизма итабакокурения. | 2 раза в год (сентябрь, март) | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
классные руководители |
38. | Организация индивидуальных консультаций для родителей. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
39. | Разработка памяток и буклетов для родителей по вопросам оказания методической помощи и выявления детей, склонных к вредным привычкам. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
40. | Контроль и патронаж семей «группы риска». Профилактическая работа с данной категорией родителей. | В течение года | Крутая Ю. Б.Иванова В. О.
Сторчак Л. Я. |
41. | Общешкольные родительские собрания (по профилактике вредных привычек среди школьников) | 2 раза в год | Крутая Ю. Б. |
42. | Привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий. | По мере необходимости | Крутая Ю. Б..Классные руководители |
43. | Совместное внеклассное мероприятие «Папа, мама, я – здоровая семья». | Апрель | Крутая Ю. Б.классные руководители. |