Методические рекомендации по реализации Закона 1539 от 21 июля 2008 года «О мерах по профилактике, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Краснодарском крае» органами и учреждениями социальной защиты населения
Органы и учреждения социальной защиты населения организуют работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального Закона N°120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьей 6 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года N° 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».
Основными направлениями в работе органов и учреждений социальной защиты населения являются:
1) информационно-просветительская работа;
2) профилактическая работа;
3) выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении;
4) организация индивидуально-профилактической работы.
Информационно-просветительская работа
Информационно-просветительская работа включает в себя:
- оформление стендов по реализации «детского закона» с указанием номеров телефонов, по которым можно обратиться с вопросами по реализации Закона, в случаях нарушений прав несовершеннолетних, с информацией о незаконной продаже алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним и т.д. во всех органах и учреждениях социальной защиты населения;
- разработку, тиражирование, распространение памяток и буклетов для разных категорий населения по основным направлениям Закона N°1539-КЗ;
- организацию «круглых столов», собраний, дискуссий, обсуждений, консультаций для родителей и несовершеннолетних по реализации российского и краевого законодательства в области защиты прав несовершеннолетних;
- выступления специалистов органов и учреждений социальной защиты населения с материалами по реализации «детского закона» в средствах массовой информации.
Профилактическая работа
В профилактическую работу входит:
- проведение ежеквартального мониторинга семейного неблагополучия, в целях своевременного предупреждения его развития;
- оказание адресной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждой из них;
- организация туристических походов, отдыха, оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, на базе оздоровительных учреждений Краснодарского края;
- организация и проведение социально-значимых мероприятий для детей и родителей;
- организация досуга несовершеннолетних, развитие их творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.
Выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении
В целях выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении необходимо:
- организовать подворовые обходы;
- взаимодействовать со службами системы профилактики, администрациями сельских (городских) поселений, председателями квартальных комитетов, ТСЖ и т.д.
- определять причины и условия, способствующие возникновению семейного неблагополучия.
- участвовать в рейдовых мероприятиях.
При составлении графиков рейдовых мероприятий учитывается ситуация в семье сотрудника, участвующего в рейде, его состояние здоровья, график работы на следующий или в этот день и т.д.
При получении информации из районного штаба по реализации «детского закона» о несовершеннолетних, выявленных в ночное время без сопровождения взрослых, специалист управления социальной защиты населения, курирующий вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должен оперативно информировать заведующего отделением профилактики семейного неблагополучия о выявленном нарушении.
Заведующий отделением, в срочном порядке информирует о данном факте специалиста по социальной работе, который закреплен за сельским (городским) поселением, в котором проживает семья несовершеннолетнего нарушителя.
Полученная информация фиксируется в журнале получения информации и специалист по социальной работе в течение суток должен посетить семью, при необходимости в семью можно выйти коллегиально со специалистами различных заинтересованных служб системы профилактики.
При посещении семьи необходимо ознакомиться с материально-бытовыми условиями семьи несовершеннолетнего, провести разъяснительную работу с ним и родителями по Закону N° 1539, напомнить об обязанностях родителей по воспитанию детей и ответственности за это, а также информировать родителей о возможной социальной помощи по направлениям деятельности управления социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Специалист по социальной работе информирует о результатах выезда в семью своего руководителя, а он, в свою очередь, управление социальной защиты населения.
При выявлении признаков семейного неблагополучия, семья ставится на ведомственный учет, а на семьи, предположительно находящиеся в социально опасном положении материалы направляются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании и службы системы профилактики для организации межведомственной работы.
Организация индивидуально-профилактической работы
Для проведения индивидуально-профилактической работы необходимо:
- организовать работу по реализации плана индивидуальной профилактической работы, который составляется с учетом индивидуальных особенностей семьи и несовершеннолетних, направлен на устранение причин и условий, которые способствовали появлению признаков семейного неблагополучия или совершению преступления несовершеннолетним;
- предоставлять различные виды социальных услуг, с учетом индивидуальных особенностей семей, их потребностей:
- социально-психологические, направленные на содействие семье и детям в улучшении их психического состояния, восстановления способности к адаптации в среде жизнедеятельности;
- социально-педагогические, направленные на организацию досуга детей, оказание содействия родителям в воспитании детей;
- социально-правовые, направленные на оказание юридической помощи, защиты законных интересов семьи, материнства и детства и т д.
- социально-бытовые, направленные на поддержание или обеспечение жизнедеятельности семей, имеющих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении;
- социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности;
- организовать социальный патронаж.