Мини — программа «Человек. Гражданин. Патриот»

Мини — программа   «Человек. Гражданин. Патриот»

 Пояснительная записка.

 В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.

Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;  формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Задачи:

  1. Элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.
  2. Представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации – Краснодарского края.
  3. Элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России.
  4. Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.
  5. Уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
  6. Представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  7. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, края, города;
  8. Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города, края.
  9. Воспитание любви к школе, своему городу, народу, России;
  10. Уважение к защитникам Родины;
  11. Умение отвечать за свои поступки;

Основные принципы организации патриотического воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.

У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
  • Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
  • Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

 

Виды деятельности и формы занятий:

— получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Краснодарского края (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);

— ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);

— ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, изучения вариативных учебных дисциплин);

—  знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);

— знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);

— участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;

— получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми, представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;

— участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Организация программы

Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами   развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.

I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.

Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.

Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:

  • заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
  • гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
  • помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
  • мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
  • сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
  • воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.

II категория: учащиеся 5–8-х классов.

У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров  является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.

Задачи:

  • продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
  • заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
  • создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и вне учебных занятиях в школе и вне ее,
  • формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
  • формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды

III категория: учащиеся 9–11-х классов.

Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.

В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт  защиты своей Родины.

Задачи:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному  самоопределению;
  • сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития

 

Предполагаемый результат:

     —        внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;

—       сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;

—       активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;

—       формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;

—       активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;

—       повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;

—       расширения участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;

—       воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;

—       формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;

—       привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;

—       расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;

—       повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;

—       оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;

—       оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;

— активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания

 

Основные направления программы

 

Цель Задачи Форма проведения
1.     Связь поколений 
Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.

3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

 

·          тематические классные часы, беседы,·          уроки мужества,

·          предметные недели,

·          встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,

·          конкурсы,

·          посещение музеев,

·          праздники, посвященные памятным датам

·          реализация классных и общешкольных проектов

 

2.     Растим патриота и гражданина России. 
Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.2. Развивать ученическое самоуправление.

3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.

4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности;

6. Изучать культуру других национальностей, населяющих Россию;

7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.

 

·                   тематические классные часы,·                   коллективные творческие дела,

·                   конкурсы, викторины по правовой тематике,

·                   встречи с интересными людьми,

·                   акции, диспуты

·                   спортивные игры

·                   проектная деятельность

·                   посещение театров и выставок других национальностей и народов;

 

  

План мероприятий по реализации  программы

 

Мероприятия Сроки Ответственные
1. Оформление стендов:— Край мой Кубанский

— Офицер – профессия героическая;

— Человек, Гражданин. Патриот.

 

Сентябрь

Февраль

Май

Крутая Ю. Б,Басуров В. Б., школьное самоуправление
2. Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». Октябрь 

 

Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов
3. Организация в библиотеке тематической экспозиции, выставок по тематике гражданско-патриотического воспитания По плану работы библиотеки Тураева И. В.
4. Благотворительные акции:«Посылка для солдата» (приуроченная к Дню защитника Отечества).

«Теплым словом, добрым делом»  (помощь одиноким гражданам станицы и ветеранам войны)

Февраль

 

В течение года

Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов,Басуров В. Б.
5. Конкурс на лучшую открытку «Открытка для ветерана»  (поздравление ветеранов войны с Днем Победы) Май Классные руководители 1-11 классов, школьное самоуправление
6. Радио-беседа:  «Листая страницы истории», посвященное Дню народного единства и сохранению русской государственности» Октябрь Попова Л. П., школьное самоуправление
7. Тематические классные часы:1-4 классы

«Дети военной поры»

«Первая победа в Великой Отечественной войне»

«О подвигах, о доблести, о славе»

 

5-8 классы

«Помни имя свое!»

«Русский характер»

«Есть слово такое – выстоять!»

 

9-11 классы

«Они сражались за Родину!»

«Героические подвиги наших земляков»

«Он тогда не вернулся из боя»

 

 

Октябрь

Февраль

Май

 

 

 

Ноябрь

Январь

Май

 

 

Ноябрь

Январь

Май

 

 

Классные руководители1-11 классов
8. Внеклассные мероприятия:«Я – гражданин России!» (посвященное Дню Конституции)

— «Есть такая профессия – Родину защищать!» (ко Дню защитника Отечества)

— «Никто не забыть, ничто не забыто»

Ноябрь

 

Февраль

 

 

Май

Крутая Ю. Б.,  классные руководители1-11 классов, школьное самоуправление
9. Месячник по военно-патриотическому воспитанию (по отдельному плану) Февраль Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов, Басуров В. Б.
10. Декада Славы (по отдельному плану)  Май Крутая Ю. Б.,  классные руководители1-11 классов, Басуров В. Б.
11. Экскурсии войсковые части п. Молькино (знакомство с боевой техникой и оружием) В течение года Крутая Ю. Б.,  классные руководители1-11 классов, Басуров В. Б.
12. Встречи с военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне. В течение года Крутая Ю. Б., классные руководителиБасуров В. Б.
13. Совместное проведение занятий по разделу «Стрелковая подготовка» По плану Басуров В. Б.
14. Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» — история одной фотографии». Январь Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов
15. Участие в соревновании допризывной молодежи. По плану Басуров В. Б.
16. Участие в военных сборах для старшеклассников. Май Басуров В. Б.
17. Соревнования по силовым видам спорта (силовая гимнастика и гири) По плану Басуров В. Б.
18. Участие в «Вахте Памяти- 2016 г»  Май Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов
19. Участие в  митинге «Свеча Памяти»  Май Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов
20. Проектная деятельность учащихся по созданию рукописной книги памяти «Герои живут среди нас» В течение года Кл. руководители 5-11 классов, совет старшеклассников
21. Акция «Опаленные войной» — встречи с ветеранами локальных войн, ветеранами ВОВ, ветеранами труда, детьми войны В течение года Кл. руководители 1-11 классов
22. Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи  края. В течение года Кл. руководители 1-11 классов
23. Акции:— «Солдатские письма»

— «Герои живут рядом»

В течение года Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов
24. Конкурс рисунков «Я только слышал о войне» Январь Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов
25. Конкурс чтецов «Дети о войне» Февраль Крутая Ю. Б., учителя-предметники
26. Творческий конкурс «Крепка семья -крепка Россия» Январь Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов, школьное самоуправление
27. Военно-спортивная игра «Зарница» Май Крутая Ю. Б.Басуров В. Б., учителя физической культуры
28. Конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем» Май Крутая Ю. Б.,Мищенко С. Н.
29. Участие во Всероссийской патриотической акции   «Георгиевская ленточка» под девизом:  «Мы помним, мы гордимся» Май Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов
30. Семинар в рамках декады обществознания и истории «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта» Декабрь Учителя-предметники