Мини — программа «Человек. Гражданин. Патриот»
Пояснительная записка.
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения.
Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям.
Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. В статье Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.
Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Задачи:
- Элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.
- Представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации – Краснодарского края.
- Элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России.
- Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.
- Уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- Представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, края, города;
- Стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города, края.
- Воспитание любви к школе, своему городу, народу, России;
- Уважение к защитникам Родины;
- Умение отвечать за свои поступки;
Основные принципы организации патриотического воспитания:
- Принцип целостно-смыслового равенства.
У педагога и учащегося общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: “хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело”.
- Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения. Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
- Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
- Принципы организации и самоорганизации (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
- Принцип развития – путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.
Виды деятельности и формы занятий:
— получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Краснодарского края (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом);
— ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин);
— ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, изучения вариативных учебных дисциплин);
— знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
— знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, с правами гражданина (в процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями);
— участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими;
— получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми, представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;
— участие во встречах и беседах с выпускниками школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
Организация программы
Структура и организация данной программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
I категория: учащиеся 1–4-x классов. Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач.
Воспитательный эффект всех форм патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о своей Родине, о людях, живущих рядом, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких.
Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у младших школьников чувства восхищения близкими, одноклассниками, людьми, живущими в нашей стране:
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия.
II категория: учащиеся 5–8-х классов.
У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Задачи:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на III ступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и вне учебных занятиях в школе и вне ее,
- формировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
- формировать способность противостоять негативному воздействию социальной среды
III категория: учащиеся 9–11-х классов.
Это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной.
В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Задачи:
- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- сформировать личностные качества, необходимые для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития
Предполагаемый результат:
— внедрение передовых форм и методов патриотического воспитания;
— сохранение и развитие чувства гордости, любви к Родине, родному краю, школе;
— активизация творческого потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения;
— формирование у школьников готовности к вооружённой защите Родины;
— активизация интереса к углублённому изучению истории Отечества;
— повышение интереса учащихся к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств;
— расширения участия школьников в военно-прикладных и технических видах спорта;
— воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
— формирование готовности учащихся к действиям в экстремальных ситуациях;
— привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
— расширение и совершенствование информационной базы пропаганды патриотического воспитания в школе;
— повышение роли и авторитета поисковых ученических объединений в школе;
— оценка эффективности мер по охране здоровья учащихся;
— оценка эффективности воспитательной программы в системе образования, сохранение физического и духовного здоровья учащихся;
— активизация творческого потенциала педагогов в деле патриотического воспитания
Основные направления программы
Цель | Задачи | Форма проведения |
1. Связь поколений | ||
Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. | 1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3.Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
|
· тематические классные часы, беседы,· уроки мужества,
· предметные недели, · встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, · конкурсы, · посещение музеев, · праздники, посвященные памятным датам · реализация классных и общешкольных проектов
|
2. Растим патриота и гражданина России. | ||
Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. | 1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.2. Развивать ученическое самоуправление.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции. 4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России. 5. Знакомить с историей России, ее культурой, вероисповеданием, развитием промышленности; 6. Изучать культуру других национальностей, населяющих Россию; 7. Участвовать во Всероссийских конкурсах.
|
· тематические классные часы,· коллективные творческие дела,
· конкурсы, викторины по правовой тематике, · встречи с интересными людьми, · акции, диспуты · спортивные игры · проектная деятельность · посещение театров и выставок других национальностей и народов;
|
План мероприятий по реализации программы
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Оформление стендов:— Край мой Кубанский
— Офицер – профессия героическая; — Человек, Гражданин. Патриот.
|
Сентябрь
Февраль Май |
Крутая Ю. Б,Басуров В. Б., школьное самоуправление |
2. | Конкурс творческих работ «История моей семьи в Великой Отечественной войне». | Октябрь
|
Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов |
3. | Организация в библиотеке тематической экспозиции, выставок по тематике гражданско-патриотического воспитания | По плану работы библиотеки | Тураева И. В. |
4. | Благотворительные акции:«Посылка для солдата» (приуроченная к Дню защитника Отечества).
«Теплым словом, добрым делом» (помощь одиноким гражданам станицы и ветеранам войны) |
Февраль
В течение года |
Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов,Басуров В. Б. |
5. | Конкурс на лучшую открытку «Открытка для ветерана» (поздравление ветеранов войны с Днем Победы) | Май | Классные руководители 1-11 классов, школьное самоуправление |
6. | Радио-беседа: «Листая страницы истории», посвященное Дню народного единства и сохранению русской государственности» | Октябрь | Попова Л. П., школьное самоуправление |
7. | Тематические классные часы:1-4 классы
«Дети военной поры» «Первая победа в Великой Отечественной войне» «О подвигах, о доблести, о славе»
5-8 классы «Помни имя свое!» «Русский характер» «Есть слово такое – выстоять!»
9-11 классы «Они сражались за Родину!» «Героические подвиги наших земляков» «Он тогда не вернулся из боя»
|
Октябрь Февраль Май
Ноябрь Январь Май
Ноябрь Январь Май
|
Классные руководители1-11 классов |
8. | Внеклассные мероприятия:— «Я – гражданин России!» (посвященное Дню Конституции)
— «Есть такая профессия – Родину защищать!» (ко Дню защитника Отечества) — «Никто не забыть, ничто не забыто» |
Ноябрь
Февраль
Май |
Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов, школьное самоуправление |
9. | Месячник по военно-патриотическому воспитанию (по отдельному плану) | Февраль | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов, Басуров В. Б. |
10. | Декада Славы (по отдельному плану) | Май | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов, Басуров В. Б. |
11. | Экскурсии войсковые части п. Молькино (знакомство с боевой техникой и оружием) | В течение года | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов, Басуров В. Б. |
12. | Встречи с военнослужащими, принимавшими участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне. | В течение года | Крутая Ю. Б., классные руководителиБасуров В. Б. |
13. | Совместное проведение занятий по разделу «Стрелковая подготовка» | По плану | Басуров В. Б. |
14. | Конкурс ретро-фотографий «Загляните в семейный альбом» — история одной фотографии». | Январь | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов |
15. | Участие в соревновании допризывной молодежи. | По плану | Басуров В. Б. |
16. | Участие в военных сборах для старшеклассников. | Май | Басуров В. Б. |
17. | Соревнования по силовым видам спорта (силовая гимнастика и гири) | По плану | Басуров В. Б. |
18. | Участие в «Вахте Памяти- 2016 г» | Май | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов |
19. | Участие в митинге «Свеча Памяти» | Май | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов |
20. | Проектная деятельность учащихся по созданию рукописной книги памяти «Герои живут среди нас» | В течение года | Кл. руководители 5-11 классов, совет старшеклассников |
21. | Акция «Опаленные войной» — встречи с ветеранами локальных войн, ветеранами ВОВ, ветеранами труда, детьми войны | В течение года | Кл. руководители 1-11 классов |
22. | Экскурсии в краеведческий музей, в историко-художественные музеи края. | В течение года | Кл. руководители 1-11 классов |
23. | Акции:— «Солдатские письма»
— «Герои живут рядом» |
В течение года | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов |
24. | Конкурс рисунков «Я только слышал о войне» | Январь | Крутая Ю. Б., классные руководители1-11 классов |
25. | Конкурс чтецов «Дети о войне» | Февраль | Крутая Ю. Б., учителя-предметники |
26. | Творческий конкурс «Крепка семья -крепка Россия» | Январь | Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов, школьное самоуправление |
27. | Военно-спортивная игра «Зарница» | Май | Крутая Ю. Б.Басуров В. Б., учителя физической культуры |
28. | Конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем» | Май | Крутая Ю. Б.,Мищенко С. Н. |
29. | Участие во Всероссийской патриотической акции «Георгиевская ленточка» под девизом: «Мы помним, мы гордимся» | Май | Крутая Ю. Б., классные руководители 1-11 классов |
30. | Семинар в рамках декады обществознания и истории «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта» | Декабрь | Учителя-предметники |