Программа социализации и воспитания школьников
Нормативно — правовое обеспечение Программы |
Конституция Российской Федерации Закон «Об образовании» РФ Конвенция о правах ребенка Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
|
Наименование программы | «Программа социализации и воспитания школьников» |
Разработчик программы | Заместитель директора по воспитательной работе МОАУ СОШ № 6 МО г. Горячий Ключ – Крутая Юлия Борисовна |
Цель программы | Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях современного мира. |
Задачи программы | —Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.
— Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни социума. — Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики здорового образа жизни. — Развитие системы детского самоуправления — Сотрудничество с родительской общественностью. — Формировать у детей гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. — Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, активной жизненной позиции. |
Сроки реализации программы | 2018-2023 гг. (5 лет)
Программа реализуется в три этапа: 1. Подготовительный (2018 -2019г.) · Разработка программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы». · Создание системы мероприятий по реализации задач программы по всем направлениям. · Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. · Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
2. Основной этап (01.09.2019 – 30.05.2022 г.) · Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса. · Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование как педагогов, так и родителей. · Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории. · Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с учащимися начальной школы по всем направлениям программы. · Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие. · Ориентирование учащихся на достижения мировой науки, культуры, религиозные идеалы как основы образования. · Разработка и внедрение новых педагогических технологий как в урочное время так и во внеурочной деятельности. · Проведение внеурочных мероприятий по всем направлениям программы, способствующих формированию у учащихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.
3. Заключительный этап.- 2022-2023г. · Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности. · составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности. · Подведение итогов и определение задач на следующие этапы работы.
|
Исполнители программы | § Администрация школы
§ Классные руководители § Психолог § Социальный педагог § Педагог-организатор § Педагоги дополнительного образования § Учащиеся § Родители § Представители общественности § Общественные организации |
Механизм реализации | 1. Разработка и утверждение программы по направлениям.
2. Разработка и реализация воспитательных и социально-педагогических проектов, занятий, мероприятий, направленных на решение отдельных актуальных задач развития учащихся в процессе внешнего и внутреннего партнерства. 3. Подготовка и утверждение договоров о сотрудничестве. 4. Разработка нормативно-правовой базы (положений, правил и др.) для организации работы по направлениям. 5. Формирование системы критериев, показателей и индикаторов качества воспитательной работы. |
Структура комплексной воспитательной программы | — Военно-патриотическое направление «Традиции храня и умножая»;
— Духовно-нравственное «Дорога к человечности» — Эколого-краеведческое «Из множества планет Земли прекрасней нет!»; — Здоровьесберегающее «Школа-территория безопасности»; — Художественно-эстетическое воспитание «Красота спасет мир»; — Трудовое воспитание «Труд — как добродетель»; — Развитие школьного самоуправления «Наша школьная страна» |
Система организации контроля реализации Программы | 1.Ежегодный публичный отчет о воспитательной работе школы участникам общешкольной конференции.
2. Оперативное руководство реализацией Программы и ежегодный проблемно-ориентированный анализ администрацией школы. 3. Обсуждение, утверждение промежуточных результатов, принятие решений по корректировке направлений работы на педагогическом совете школы и МО классных руководителей. |
Ожидаемые результаты реализации программы | 1. Обеспечение качественного улучшения воспитания учащихся на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования.
2. Рост творческих достижений всех субъектов воспитательного процесса. 3. Обеспечение дополнительных возможностей для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях гражданского общества и развивающейся экономики, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности. 4. Положительная динамика личностного роста обучающихся, включая показатели духовно-нравственного развития. 5. Сохранение и улучшение здоровья учащихся. 6. Воспитание личности: — мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности; — творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности; — духовной, стремящейся к познанию, поиска смысла жизни; — гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи; — практичной, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни; — любящей свою малую и большую Родину.
|
Пояснительная записка
Учебно – воспитательный процесс направлен не только на формирование предметных знаний, но и на воспитание личностных качеств школьников, на развитие их творческих способностей и формирование основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы, обострение политической ситуации, социальная напряженность, экономическая нестабильность, ухудшение экологической обстановки и т.д.
Слабо выполняет свои семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности, а во многих недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения.
Особое внимание в программе акцентировано на аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения. Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в образовательном учреждении; в процессе взаимодействия; в результате приобретения опыта общения в молодежной, социальной, внешкольной среде.
В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности. Она ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других и на признание абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.
Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка.
Воспитательная работа школы построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, досуговую, коммуникативную, общественно-организаторскую.
Принципы и подходы воспитательной программы
- Принцип гуманистического воспитания:
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
- Принцип личностно-ориентированного воспитания:
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
- Деятельностный подход.
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
- Целостный подход.
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
- Принцип комплексного подхода.
Позволяет воспитывать и развивать какие — либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
- Принцип успешности.
Ученик должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех должен помогать раскрытию потенциала и открывать новые возможности для самореализации.
- Дифференциация.
Воспитание предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников, используемые в программе как основополагающие:
Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. А именно:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Общие задачи воспитания и социализации учащихся школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным российским религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
- обеспечение классных комнат, кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта образования.
- пополнение школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
- создание условий для использования всеми педагогами ИКТ в воспитании.
- Привлечение представителей общественности, родителей, представителей религиозных организаций для выступления перед учащимися, организации совместных мероприятий.
- Формирование системы спонсорского финансирования для материального обеспечения воспитательного процесса учащихся начальной школы, для финансирования различных мероприятий, акций.
Формы работы:
- Творческие мастерские
- Индивидуальные и групповые занятия с учащимися
- Экскурсии
- Агитбригады
- Заочные и виртуальные путешествия
- Встречи с интересными людьми, представителями общественности
- Творческие конкурсы, акции
- Участие в олимпиадах
- Информационные и просветительские часы, беседы
- Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование
- Предметные кружки
- Кружки по интересам
- Интеллектуальные марафоны
- Благотворительные мероприятия