Воспитательная программа МОАУ СОШ №6

Программа социализации и воспитания школьников

 

Нормативно — правовое обеспечение Программы

 

Конституция Российской Федерации

Закон «Об образовании» РФ

Конвенция о правах ребенка

Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

 

Наименование программы «Программа социализации и воспитания школьников»
Разработчик программы Заместитель директора по воспитательной работе МОАУ СОШ № 6 МО г. Горячий Ключ – Крутая Юлия Борисовна
Цель программы Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях современного мира.
Задачи программы Формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

— Формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни    социума.

— Создание условий для укрепления здоровья учащихся, профилактики здорового образа жизни.

— Развитие системы детского самоуправления

— Сотрудничество с родительской общественностью.

— Формировать у детей гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.

— Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, активной жизненной позиции.

Сроки реализации программы 2018-2023 гг. (5 лет)

Программа реализуется в три этапа:

1. Подготовительный

(2018 -2019г.)

·        Разработка программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы».

·        Создание системы мероприятий по реализации задач программы по всем направлениям.

·        Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

·        Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.

 

2. Основной этап (01.09.2019 – 30.05.2022 г.)

·        Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.

·        Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование как педагогов, так и родителей.

·        Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.

·        Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с учащимися начальной школы по всем направлениям программы.

·        Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.

·        Ориентирование учащихся на достижения мировой науки, культуры, религиозные идеалы как основы образования.

·        Разработка и внедрение новых педагогических технологий как в урочное время так и во внеурочной деятельности.

·        Проведение внеурочных  мероприятий по всем направлениям программы,   способствующих формированию у учащихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.

 

3. Заключительный этап.- 2022-2023г.

·        Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.

·        составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

·        Подведение итогов и определение задач на следующие этапы работы.

 

Исполнители программы §  Администрация школы

§  Классные руководители

§  Психолог

§  Социальный педагог

§  Педагог-организатор

§  Педагоги дополнительного образования

§  Учащиеся

§  Родители

§  Представители общественности

§  Общественные  организации

Механизм реализации 1. Разработка и утверждение программы по направлениям.

2. Разработка и реализация воспитательных и социально-педагогических проектов, занятий, мероприятий,  направленных на решение отдельных актуальных задач развития учащихся в процессе внешнего и внутреннего партнерства.

3. Подготовка и утверждение договоров о сотрудничестве.

4. Разработка нормативно-правовой базы (положений, правил и др.) для организации работы по направлениям.

5. Формирование системы критериев, показателей и индикаторов качества воспитательной работы.

Структура комплексной воспитательной программы — Военно-патриотическое  направление  «Традиции храня и умножая»;

— Духовно-нравственное «Дорога к человечности»

—  Эколого-краеведческое «Из множества планет Земли прекрасней нет!»;

— Здоровьесберегающее «Школа-территория безопасности»;

— Художественно-эстетическое воспитание «Красота спасет мир»;

— Трудовое воспитание «Труд — как добродетель»;

— Развитие школьного самоуправления «Наша школьная страна»

Система организации контроля  реализации Программы 1.Ежегодный публичный отчет о воспитательной работе школы участникам общешкольной конференции.

2. Оперативное руководство реализацией Программы и ежегодный проблемно-ориентированный анализ администрацией школы.

3. Обсуждение, утверждение промежуточных результатов, принятие решений по корректировке направлений работы на педагогическом совете школы и МО классных руководителей.

Ожидаемые результаты реализации программы 1. Обеспечение качественного улучшения воспитания   учащихся на основе взаимосвязи основного и  дополнительного образования.

2. Рост творческих достижений всех субъектов воспитательного процесса.

3. Обеспечение дополнительных возможностей для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях  гражданского общества и развивающейся  экономики, способной к творчеству, самореализации в условиях социально-полезной деятельности.

4. Положительная динамика личностного роста обучающихся, включая показатели духовно-нравственного развития.

5. Сохранение и улучшение здоровья учащихся.

6. Воспитание личности:

— мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;

— творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;

— духовной, стремящейся к познанию, поиска смысла жизни;

— гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;

— практичной, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;

— любящей свою малую и большую Родину.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Учебно – воспитательный процесс  направлен  не только на формирование  предметных знаний, но и на воспитание  личностных качеств школьников, на развитие  их творческих способностей и формирование основ  социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы, обострение политической ситуации, социальная напряженность, экономическая нестабильность, ухудшение экологической обстановки и т.д.

Слабо выполняет свои семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности, а во многих недостает элементарной духовной  близости между родителями и детьми. В современных условиях повышается роль школы в деле воспитания подрастающего поколения.

Особое внимание  в программе акцентировано   на  аспектах социализации личности. Понятие «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация школьников осуществляется на всех ступенях обучения.  Социальный опыт учащиеся приобретают в результате реализации образовательных и воспитательных программ, действующих в образовательном учреждении; в процессе взаимодействия; в  результате приобретения  опыта  общения в  молодежной, социальной, внешкольной среде.

В программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности. Она ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других и на признание абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка.

Воспитательная работа школы построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, досуговую,  коммуникативную, общественно-организаторскую.

Принципы и подходы воспитательной программы

  1. Принцип гуманистического воспитания:

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

  1. Принцип личностно-ориентированного воспитания:

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

  1. Деятельностный подход.

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

  1. Целостный подход.

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

  1. Принцип комплексного подхода.

Позволяет воспитывать и развивать какие — либо качества ребенка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

  1. Принцип успешности.

Ученик должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех должен помогать раскрытию потенциала и открывать новые возможности для самореализации.

  1. Дифференциация.

Воспитание предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

 

Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников, используемые в программе как основополагающие:

Содержанием воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. А именно:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
  • человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Общие задачи воспитания и социализации учащихся школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их  обучающимися.

Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным российским религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.

 

Материально-техническое обеспечение реализации программы

  • обеспечение классных комнат, кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта образования.
  • пополнение школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической, научно-методической, психолого-педагогической литературой.
  • создание условий для использования всеми педагогами ИКТ в воспитании.
  • Привлечение представителей общественности, родителей, представителей религиозных организаций для выступления перед учащимися, организации совместных мероприятий.
  • Формирование системы спонсорского финансирования для материального обеспечения воспитательного процесса учащихся начальной школы, для финансирования различных мероприятий, акций.

 

Формы работы:

  • Творческие мастерские
  • Индивидуальные и групповые занятия с учащимися
  • Экскурсии
  • Агитбригады
  • Заочные и виртуальные путешествия
  • Встречи с интересными людьми, представителями общественности
  • Творческие конкурсы, акции
  • Участие в олимпиадах
  • Информационные и просветительские часы, беседы
  • Индивидуальное психолого-педагогическое консультирование
  • Предметные кружки
  • Кружки по интересам
  • Интеллектуальные марафоны
  • Благотворительные мероприятия