Программа элективного курса по математике » Решение математических задач»

 

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов и рассчитана на 34 часа.

Предлагаемая программа элективного курса позволяет повторить и систематизировать знания обучающихся по решению различных задач, а так же уделить внимание решению нестандартных заданий, заданий повышенного уровня сложности. Кроме этого предлагаются к рассмотрению некоторые вопросы курса математики, выходящие за рамки школьной программы, такие как рациональные и иррациональные задачи с параметрами. Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена в форме ЕГЭ.

     Цель курса — создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи курса:

  • обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
  • формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
  • развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
  • формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
  • формирование навыка работы с научной литературой, различными источниками;
  • развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Учебно-тематический план

№ п/п ТЕМА Количество часов
всего
1. Преобразование числовых и алгебраических выражений 6
1.1 Арифметические действия 2
1.2 Действия со степенями и
радикалами
4
2. Текстовые задачи 4
2.1 Задачи на движение 1
2.2 Задачи на совместную работу 1
2.3 Задачи на проценты 1
2.4 Задачи на смеси и сплавы 1
3. Тригонометрия 6
3.1 Основные тригонометрические формулы 1
3.2 Тригонометрические функции и их свойства 2
3.3 Тригонометрические уравнения 2
3.4 Тригонометрические неравенства 1
4 Применение производной к решению задач 2
4.1 Геометрический смысл производной 1
4.2 Физический смысл производной 1
5. Основные вопросы планиметрии 3
5.1 Метрические соотношения между элементами треугольника 1
5.2 Четырёхугольники 1
5.3 Окружность и круг 1
6 Основные вопросы стереометрии 5
6.1 Прямые и плоскости в пространстве:

  • угол между прямой и плоскостью
  • угол между плоскостями
  • расстояние между прямыми и плоскостями
  • угол и расстояние между скрещивающимися прямыми
2
6.2 Тела вращения 3
7 Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств 8
7.1 Рациональные уравнения и неравенства 2
7.2 Иррациональные уравнения и неравенства 2
7.3 Показательные уравнения и неравенства 2
7.4 Логарифмические уравнения и неравенства 2
  Итого 34

Содержание курса и методические рекомендации

Преобразование числовых и алгебраических выражений ( 6 часов)

Арифметические действия. Проценты. Степени и радикалы. Действия со степенями и радикалами. Многочлены. Алгебраические дроби.

Текстовые задачи (4 часа)

Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу.Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида.

Тригонометрия (6 часов)

Тригонометрические функции, их свойства и графики. Преобразование тригонометрических выражений. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем тригонометрических уравнений. Комбинированные задачи.

Применение производной к решению задач ( 2 часа)

Применение физического и геометрического смысла производной к решению прикладных задач. Касательная. Монотонность. Экстремум. Наибольшее и наименьшее значение функции.

Основные вопросы планиметрии (3 часа)

Теоремы синусов и косинусов. Свойства биссектрисы угла треугольника. Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, правильного многоугольника. Величина угла между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга. Окружности, вписанные в треугольники и описанные вокруг треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности.

Основные вопросы стереометрии ( 5 часов)

Прямые и плоскости в пространстве:

  • угол между прямой и плоскостью
  • угол между плоскостями
  • расстояние между прямыми и плоскостями
  • угол и расстояние между скрещивающимися прямыми.
  • Тела вращения.

Уравнения и неравенства, системы уравнений и неравенств ( 8 часов)

Обобщенная теорема Виета. Преобразование рациональных выражений. Квадратные уравнения при особых условиях. Уравнения, содержащие взаимно обратные выражения. Уравнения высших степеней. Системы нелинейных уравнений. Нелинейные неравенства. Решение иррациональных уравнений и неравенств. Свойства показательной и логарифмической функций и их применение. Решение показательных и логарифмических уравнений. Решение показательных и логарифмических неравенств. Комбинированные задачи.

Методическое обеспечение

В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалом.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: беседа, дискуссия, консультация, практическое занятие, защита проекта. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, чётко контролируя и направляя работу учащихся.

Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, взаимное обучение, самообучение.

Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.

Контроль результативности изучения учащимися программы

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: самостоятельная работа, практикумы, тестирование.

Возможные критерии оценивания:

  • 1 балл (базовый уровень). Учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
  • 2 балла (прикладной уровень). Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может написать реферат на заданную тему.
  • 3 балла (творческий уровень). Учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может разработать проект, выполнить творческое задание, публично презентовать свою работу показателем эффективности следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся

Литература для учителя:

  1. Единый государственный экзамен: Математика: 2011. Контр. измерит. матер./ Л.О.Денищева, Г.К.Безрукова, Е.М. Бойченко и др.; под. Ред. Г.С.Ковалевой — . М-во образования и науки РФ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.: Просвещение, 2011
  2. А.Г. Клово и др. «Пособие для подготовки к ЕГЭ по математике», Москва, Центр тестирования, 2010,2011 г.
  3. Ф.Ф. Лысенко «Математика. ЕГЭ 2010. Учебно-тренировочные тесты». Ростов-на-Дону, 2010г.
  4. Лысенко Ф.Ф., Калашников В.Ю., Неймарк А.Б., Давыдов Б.Е. Математика. Подготовка к ЕГЭ, подготовка к вступительным экзаменам.- Ростов-на-дону: Сфинск. 2011
  5. Л.Д.Лаппо, М.А. Попов. Математика для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию: Учебно-методическое пособие. – М.: издательство «Экзамен», 2011г.

Литература для учащихся:

  1. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. Под редакцией М.И. Сканави, 9-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и образование, 2001г.
  2. А.Г. Клово. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену по математике, М.: Федеральный центр тестирования, 2010,2011 г.
  3. Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. Единый государственный экзамен: Математика: Контрольные измерительные материалы. М-во образования РФ. – М.: Просвещение, 2011 г.
  4. В.С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. — 2-е изд. – М.: Просвещение, 1993г.