Программа по внедрению инновационного проекта «Дружим школами»

                                                         Аннотация.

 Представляемый проект предлагает общение школьников из разных школ, городов,   на иностранном языке с использованием элементов инновационных технологий и обращением к информационным ресурсам школы. Возможности интернет ресурсов не ограничивают нас в общении с учениками других стран. Проект дает возможность учащимся  раскрыть весь потенциал накопленных за годы изучения английского языка знаний. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

                                               Пояснительная записка.

Цель проекта:  формирование коммуникативной компетенции учащихся, воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, развитым интеллектом, творческими способностями и владеющей практическими умениями, необходимыми в новой, социокультурной ситуации, через комплекс задач и проблемных ситуаций с применением интернет ресурсов и новых информационных технологий.  Использование интернет — ресурсов при формировании коммуникативной компетенции учащихся  помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Коммуникативный подход — стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним.  Для  учащихся реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание предлагает учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты и создают презентации.
Задачи: усилить мотивацию к изучению иностранного языка, стимулировать социальную активность учащихся;

  1. повысить интерес к общению на английском языке с учениками других школ, других классов;
  2. закрепить умения свободного общения на иностранном языке;

 

  1. развивать коммуникативную и творческую индивидуальность школьников;
  2. продолжить формирование умения рассказать о тех или иных достопримечательностях родного города, края, событиях школьной жизни, личных достижениях с помощьюрисунков, фотографий, интернет — ресурсов, компьютерных технологий.
  3. развивать умения школьников пользоваться интернет — ресурсами, компьютерными технологиями.

Обоснование проекта: Учителя иностранного языка прилагают много усилий для развития коммуникативных умений и навыков школьников направленных на общение с носителями языка, умению применять свои знания  в среде иноязычного общения. Много внимания на уроке  уделяется развитию диалогической и монологической речи как средствам развития коммуникативной личности,  но мало кто задумывается о развитии коммуникативных навыков посредствам использования интернет ресурсов и новых информационных технологий.  В связи с этим, подростки активно делятся информацией о своих личных достижениях, спортивных победах, школьных событиях на уроке,  но не применяют свои знания за пределами школы. Общение подростков в рамках проекта «Дружим школами» позволяет свободно  делиться информацией, знаниями, и мнениями по тем или иным проблемам на изучаемом ими языке со своими сверстниками из других школ при помощи Интернет — ресурсов и новых информационных технологий. Изучение английского языка с использованием  Интернета в коммуникативном подходе призвано помочь учащимся не испытывать трудностей при общении с представителями англоязычных стран, успешно вести диалог культур. Нельзя недооценивать огромного значения воспитания в подрастающем поколении правильного использования имеющихся знаний при помощи Интернета.

Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.

 

Целесообразность развития коммуникативных умений и навыков с использованием информационных ресурсов:

  • возможность организации активной деятельности учащихся;  сочетания разных форм деятельности во время выполненя поставленных задач;
  • погружение в виртуальную экскурсию;
  • возможность многократного предъявления материала при использовании мультимедийныхсредств;
  • удобное хранение материалов.

 

Содержание проекта: Данная работа представляет собой разработки тематических заданий  с использованием информационных ресурсов. Общение может проходить  в форме писем, презентаций, обменом фотографий и творческими работами детей, созданием видео роликов и общение в режиме онлайн. Материалы ученики готовят самостоятельно, под руководством учителя. Тема и форма общения выбирается по усмотрению учителя и зависит от уровня подготовки, возраста учащихся, главное требование – оформление на иностранном языке. Развитие общения учащихся  предусматривает переход  от отдельных предложенных тем к постепенному созданию цепочки целенаправленного диалога между школьниками из разных школ, которые связаны между собой едиными дидактическими целями и задачами. Большинство учителей главными целями использования информационных технологий считают активизацию учащихся, отмечая обучающие и развивающие возможности Интернета. Общениемежду учащимися разных школ на изучаемом языке  в нетрадиционной форме направлено на повышение интереса к предмету, на развитие речевой деятельности, на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников. Участие могут принимать ученики 3-11 классов любой школы какг. Горячий Ключ, так и ученики  других школ Краснодарского края и России. Возможности интернет ресурсов не ограничивают нас в общении с учениками других стран. Особенностью этого проекта является организация индивидуальной и коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний, творческая переработка полученных сведений и создание самостоятельных исследований, проектов на основе использования различных информационных технологий.

                                План-график реализации проекта:

Работа с детьми  строится  и ведется во время всего учебного периода в школе. Формируется творческая группа, состоящая из учащихся разных классов.  На уроках и во внеурочной деятельности учителя английского языка проводят с детьми различные мероприятия, как в классном коллективе, так и участвуя в школьных проектах и конкурсах.

Во время этой работы выстраивается несколько этапов организации:

1 этап —  работа с детьми начинается с выбора темы, формы творческой работы (презентация, видеоролик, коллаж и т.д.), распределение обязанностей, сроков выполнения работы.

2 этап –  сбор информации, обсуждение оформления работы, контроль со стороны учителя.

 3 этап  — эстетическое оформление работы, подведение итогов.

дата Основная тема  
Сентябрь-октябрь Знакомство.

 

 

 

— представление школы

(кабинеты, территория школы, информация об учителях, учащихся)

-представление класса

( информация об учениках, совместные мероприятия, традиции класса, любимые предметы)

Ноябрь-декабрь Спорт

 

 

 

— популярные спортивные кружки школы;

— соревнования, спортивные мероприятия в школе и за ее пределами;

— твои любимые виды спорта;

Январь-февраль Хобби

 

 

 

 

— твое хобби и увлечения твоих одноклассников;
март Школьная жизнь

 

 

 

— школьные праздники и мероприятия;

— мероприятия в классе (походы, поездки, экскурсии)

Апрель-май Планы на лето

 

 

 

 

— как ты обычно проводишь летние каникулы;

— как проводят лето твои одноклассники;

— школьные мероприятия летом;

 

Апробация: Материалы данного проекта апробируются на учащихся   разных школ. Творческие работы успешно используются на внеклассных мероприятиях по английскому языку среди учащихся 2 – 11 классов.

Результативность:

В процессе подготовки творческой работы создаются условия, способствующие активному вниманию всех учащихся к общеобразовательной деятельности. Для этого были созданы следующие предпосылки:

  • атмосфера  сотрудничества
  • благоприятный эмоциональный фон
  • индивидуальные мнения учащихся
  • групповой опыт
  • свободный выбор личных решений
  • обязательная активность учащихся
  • учет опыта учащихся
  • социальное моделирование, т.е. проигрывание ситуаций, возникающих в группе.

Список используемой литературы.

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2005.
  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)