Аннотация.
Представляемый проект предлагает общение школьников из разных школ, городов, на иностранном языке с использованием элементов инновационных технологий и обращением к информационным ресурсам школы. Возможности интернет ресурсов не ограничивают нас в общении с учениками других стран. Проект дает возможность учащимся раскрыть весь потенциал накопленных за годы изучения английского языка знаний. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.
Пояснительная записка.
Цель проекта: формирование коммуникативной компетенции учащихся, воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания, развитым интеллектом, творческими способностями и владеющей практическими умениями, необходимыми в новой, социокультурной ситуации, через комплекс задач и проблемных ситуаций с применением интернет ресурсов и новых информационных технологий. Использование интернет — ресурсов при формировании коммуникативной компетенции учащихся помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Коммуникативный подход — стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним. Для учащихся реализация коммуникативного подхода в Интернете не представляет особой сложности. Коммуникативное задание предлагает учащимся проблему или вопрос для обсуждения, причем ученики не просто делятся информацией, но и оценивают её. Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно выбирают языковые единицы для оформления своих мыслей. Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты и создают презентации.
Задачи: усилить мотивацию к изучению иностранного языка, стимулировать социальную активность учащихся;
- повысить интерес к общению на английском языке с учениками других школ, других классов;
- закрепить умения свободного общения на иностранном языке;
- развивать коммуникативную и творческую индивидуальность школьников;
- продолжить формирование умения рассказать о тех или иных достопримечательностях родного города, края, событиях школьной жизни, личных достижениях с помощьюрисунков, фотографий, интернет — ресурсов, компьютерных технологий.
- развивать умения школьников пользоваться интернет — ресурсами, компьютерными технологиями.
Обоснование проекта: Учителя иностранного языка прилагают много усилий для развития коммуникативных умений и навыков школьников направленных на общение с носителями языка, умению применять свои знания в среде иноязычного общения. Много внимания на уроке уделяется развитию диалогической и монологической речи как средствам развития коммуникативной личности, но мало кто задумывается о развитии коммуникативных навыков посредствам использования интернет ресурсов и новых информационных технологий. В связи с этим, подростки активно делятся информацией о своих личных достижениях, спортивных победах, школьных событиях на уроке, но не применяют свои знания за пределами школы. Общение подростков в рамках проекта «Дружим школами» позволяет свободно делиться информацией, знаниями, и мнениями по тем или иным проблемам на изучаемом ими языке со своими сверстниками из других школ при помощи Интернет — ресурсов и новых информационных технологий. Изучение английского языка с использованием Интернета в коммуникативном подходе призвано помочь учащимся не испытывать трудностей при общении с представителями англоязычных стран, успешно вести диалог культур. Нельзя недооценивать огромного значения воспитания в подрастающем поколении правильного использования имеющихся знаний при помощи Интернета.
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием Интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность — это «объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами». Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая подлинную заинтересованность и, следовательно, эффективность. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка.
Целесообразность развития коммуникативных умений и навыков с использованием информационных ресурсов:
- возможность организации активной деятельности учащихся; сочетания разных форм деятельности во время выполненя поставленных задач;
- погружение в виртуальную экскурсию;
- возможность многократного предъявления материала при использовании мультимедийныхсредств;
- удобное хранение материалов.
Содержание проекта: Данная работа представляет собой разработки тематических заданий с использованием информационных ресурсов. Общение может проходить в форме писем, презентаций, обменом фотографий и творческими работами детей, созданием видео роликов и общение в режиме онлайн. Материалы ученики готовят самостоятельно, под руководством учителя. Тема и форма общения выбирается по усмотрению учителя и зависит от уровня подготовки, возраста учащихся, главное требование – оформление на иностранном языке. Развитие общения учащихся предусматривает переход от отдельных предложенных тем к постепенному созданию цепочки целенаправленного диалога между школьниками из разных школ, которые связаны между собой едиными дидактическими целями и задачами. Большинство учителей главными целями использования информационных технологий считают активизацию учащихся, отмечая обучающие и развивающие возможности Интернета. Общениемежду учащимися разных школ на изучаемом языке в нетрадиционной форме направлено на повышение интереса к предмету, на развитие речевой деятельности, на формирование ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьников. Участие могут принимать ученики 3-11 классов любой школы какг. Горячий Ключ, так и ученики других школ Краснодарского края и России. Возможности интернет ресурсов не ограничивают нас в общении с учениками других стран. Особенностью этого проекта является организация индивидуальной и коллективно – творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний, творческая переработка полученных сведений и создание самостоятельных исследований, проектов на основе использования различных информационных технологий.
План-график реализации проекта:
Работа с детьми строится и ведется во время всего учебного периода в школе. Формируется творческая группа, состоящая из учащихся разных классов. На уроках и во внеурочной деятельности учителя английского языка проводят с детьми различные мероприятия, как в классном коллективе, так и участвуя в школьных проектах и конкурсах.
Во время этой работы выстраивается несколько этапов организации:
1 этап — работа с детьми начинается с выбора темы, формы творческой работы (презентация, видеоролик, коллаж и т.д.), распределение обязанностей, сроков выполнения работы.
2 этап – сбор информации, обсуждение оформления работы, контроль со стороны учителя.
3 этап — эстетическое оформление работы, подведение итогов.
дата | Основная тема | |
Сентябрь-октябрь | Знакомство.
|
— представление школы
(кабинеты, территория школы, информация об учителях, учащихся) -представление класса ( информация об учениках, совместные мероприятия, традиции класса, любимые предметы) |
Ноябрь-декабрь | Спорт
|
— популярные спортивные кружки школы;
— соревнования, спортивные мероприятия в школе и за ее пределами; — твои любимые виды спорта; |
Январь-февраль | Хобби
|
— твое хобби и увлечения твоих одноклассников; |
март | Школьная жизнь
|
— школьные праздники и мероприятия;
— мероприятия в классе (походы, поездки, экскурсии) |
Апрель-май | Планы на лето
|
— как ты обычно проводишь летние каникулы;
— как проводят лето твои одноклассники; — школьные мероприятия летом; |
Апробация: Материалы данного проекта апробируются на учащихся разных школ. Творческие работы успешно используются на внеклассных мероприятиях по английскому языку среди учащихся 2 – 11 классов.
Результативность:
В процессе подготовки творческой работы создаются условия, способствующие активному вниманию всех учащихся к общеобразовательной деятельности. Для этого были созданы следующие предпосылки:
- атмосфера сотрудничества
- благоприятный эмоциональный фон
- индивидуальные мнения учащихся
- групповой опыт
- свободный выбор личных решений
- обязательная активность учащихся
- учет опыта учащихся
- социальное моделирование, т.е. проигрывание ситуаций, возникающих в группе.
Список используемой литературы.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2005.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия “Энциклопедия образовательных технологий”.)