Разработка внеклассного мероприятия. Химический вечер по теме «Самое обыкновенное и в то же время необыкновенное вещество — вода»

 

ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРА

Выступающие ведущие одеты в костюмы, цвета  и покрой которых созвучны с темой воды. Перед каждым выступлением демонстрируется один слайд презентации с различными фотографиями о воде,  параллельно звучит музыка «Звуки воды»

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (ВЕДУЩИЙ)

Внимание! Мы начинаем химический вечер, посвященный самому обыкновен­ному и в то же время необыкновенному веществу — воде.

Нет в мире ни одного мало-мальски образованного человека, которому была бы неизвестна формула воды — Н20. Эта формула самогораспространенного веще­ства на нашей планете.

Несмотря на обычность и вездесущ­ность, вода остается удивительным ве­ществом, свойства которого наука еще не может объяснить полностью. Извест­но, что без воды нет жизни, вода есть в каждом живом организме. Без пищи че­ловек может прожить значительно доль­ше, чем без воды. Организмы человека и животных почти на 2/3 состоят из воды. А в растениях воды еще больше.

Вода занимает 2/3 поверхности земно­го шара.

Человек всегда имел дело с водой. По­этому и в прошлом, и в настоящем време­ни вода играет большую роль в развитии цивилизации.

Без воды невозможно развивать сель­ское хозяйство, строительство, другие от­расли народного хозяйства. А какое боль­шое значение имеет вода в спорте, в меди­цине!

Вода! Она всегда вызывала и страхи, и поклонение. Воду и боятся, с водой и дру­жат. В воде можно утонуть, без воды мож­но умереть.С нею нельзя шутить. Ее же необходимо и беречь.

 

Музыкальный номер учащихся 11а класса. Песня «По Весенней По воде»

 

Один моряк, покинув порт,
На лодке в море вышел,
У лодки был высокий борт,
Но волны были выше.
Его швырял девятый вал
Как щепку в поднебесье,
Но мореход не унывал,
Вовсю горланя песню.

Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.

Другой на месте моряка
Ко дну пошел бы вскоре,
Ведь, как на грех, без черпака
Отправился он в море.
Но наш моряк находчив был
И не терялся сроду,
Он дырку в лодке прорубил
И выпустил всю воду.

Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.

Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.

Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз,
Когда со всех сторон беда
 Спасает оптимизм

Вода в природе (сообщение 1 -го ученика)

Вода встречается в природе во всех трех агрегатных состояниях. В твердом виде она одевает ледяным покровом по­лярные страны и вершины гор.

Вода — самое распространенное ве­щество на поверхности нашей планеты. Водная оболочка Земли — гидросфера — составляет 71%земной поверхности. В связанном состоянии вода находится и в земной коре — литосфере. Запасы воды на Земле (в литосфере и гидросфере) со­ставляют 2,7 млрд. км3. В атмосфере в виде паров содержится 13 тыс. км3 воды.

Отечественный ученый В.И.Вернад­ский писал: «Вода стоит особняком в ис­тории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых гран­диозных геологических процессов. Нет земного вещества — минерала, горной по­роды, живого тела, которое ее бы не за­ключало. Все земное вещество… ею про­никнуто и охвачено».

Физические свойства и строение воды (сообщение 2- го ученика).

Многие физические свойства жидкой воды (например, плотность, теплоем­кость) приняты за эталон, образец. Зна­чит ли это, что свойства воды обычны, «образцовы»? Нет, совсем наоборот! Трудно найти в природе другое вещест­во, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, ано­мальны.

Сравнительно высокая температура кипения воды (100°С при норм. атм. дав­лении) несмотря на ее малую молеку­лярную массу — одна из аномалий, отли­чительных особенностей воды среди других веществ. Другая аномалия во­ды — ее необычайно высокая теплоем­кость. Ни одно вещество не требует та­ких больших затрат теплоты для повы­шения его температуры на ГС. Аномаль­но высокая теплоемкость воды в боль­шой степени определяет климат земного шара. Вода — планетарный переносчик тепла. Эти аномалии воды объясняются полярностью ее молекул.

Аномально и изменение плотности воды при изменении температуры. Плот­ности других жидкостей при понижении температуры, как правило, постепенно возрастают и становятся максималь­ными при их замерзании. А плотность воды при охлаждении возрастает лишь до +4°С, достигая 1 г/мм3. Если охлаж­дать воду и дальше, то ее плотность уменьшается до 0,91 г/мм3 при 0°С. Теп­лота плавления льда также аномально высока — в 13,5 раза выше, чем, напри­мер, у свинца, и составляет на каждый грамм льда 381 кДж.

Замерзание воды сопровождается но­вым скачкообразным расширением. Плотность воды при замерзании умень­шается на 1/9. Эта аномалия воды играет чрезвычайно важную роль в жизни на­шей планеты. Если бы лед имел плот­ность большую, чем вода, исчезли бы айсберги — гроза северных морей. Зато появились бы не менее опасные ледяные мели. Водоемы зимой превратились бы в глыбы льда, в которых погибло бы все живое.

Почему же у воды столь необычные свойства? Причины этих свойств кроют­ся в строении молекул этого вещества. Вам известно, что молекулы воды полярны. Между ними существуют водородные связи. Поэтому формула жидкой воды не просто Н20. а (Н20)n, где n— от 3 до 5. Сцепляемостыо молекул объясняется вы­сокая температура кипения воды.

В кристаллах льда тоже существуют водородные связи, но здесь система таких связей еще более прочная, чем в жидкой воде. В этом причина аномально высокой теплоты плавления льда.

С высокой полярностью молекул воды связаны большое значение диэлектричес­кой проницаемости и почти не имеющая себе равных способность растворять дру­гие полярные соединения и вызывать эле­ктролитическую диссоциацию кислот, ос­нований и солей.

 

 

Сообщение сведений из рубрики «Знаете ли вы?».

Сообщение ведущего

Знаете ли вы, что…

—                      первый закон России об охране вод был написан Петром I;

—                      в человеческом организме среднего веса около 5 ведер воды;

—                      без воды нет жизни, ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться;

—                      без воды нет гниения и разложения растительных и животных организмов;

—                      без воды не может в зеленом листе образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества;

вода — вечный двигатель живой и мертвой природы; вода осуществляет движение, регулирует температуру климатических зон и определяет климатиче­ские пояса;

—                      в древности существовала смертная казнь каплями падающей воды;

—                      при испарении вода увеличивает свой объем в тысячи раз, поэтому она в виде пара используется для получения электричества на тепловых электростан­циях;

—                      если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км;

—                      гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы;

—                      чистота и прозрачность байкаль­ской воды — специфическая особенность Байкала как экосистемы — есть, в частно­сти, результат ее биофильтрации рачками эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год;

—                      чем большая часть воды в расти­тельных организмах связывается в колло­идные растворы, тем лучше растения со­противляются морозам и засухам. Свя­занную воду трудно и выморозить и испа­рить?

Музыкальный номер учащихся 11а класса. Песня «Синяя вода»

СИНЯЯ ВОДА
Из мультфильма «Катерок»

Слова Ю. Энтина
Музыка В. Шаинского

 

Синяя вода —
Поле без следа,
Без конца и края.
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?

К морю синему,
Там, где волны сильные,
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
К морю синему
Поскорей неси меня,
Поскорей неси меня,
Синяя вода!

Синяя вода —
Облаков стада
Проплывают мимо.
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?

Ивы клонятся,
Клонятся до пояса,
И звучит вполголоса
Песня ветерка.
К морю синему
Поскорей неси меня,
Поскорей неси меня,
Синяя река!

 

 

Вода — самое необыкновенное вещество в мире (сообщение 3-го ученика)

Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невоз­можно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, ко­торую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с ко­торыми мы уже простились».

«Где вода, там и жизнь» и «Земля уми­рает, если ушла вода» — эти восточные по­словицы известны каждому.

Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в жи­вых организмах, осуществляются при ее участии.

Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и оке­анов. Человек умирает, если потеряет все­го 12% влаги своего организма. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг— около 80%, и даже в костях — 15-20% воды.

В воде содержатся неисчерпаемые за­пасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны — это не только пути сооб­щения, но и источники теплоты и энер­гии. Вода определяет климат на всем зем­ном шаре.

Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л воды в сутки (а за 70 лет — почти 65 г). С учетом всех видов потребления каждый человек расходует в год почти 2500-3000 м3 воды.

Запасы воды в нашей стране очень ве­лики. На ее территории имеется около 200000 рек и озер. И среди них такие ве­ликаны, как Байкал, Ладожское, Онеж­ское озера и др. Чтобы представить себе количество находящейся там воды, мож­но указать, что в одном Байкале сосредо­точено 10% всей пресной воды нашей планеты.

Однако и расходы пресной воды очень велики. Большие количества воды потребляют растения. Подсчитано, что для получения 1 т пшеницы нужно около 1500 т воды, хлопчатника — 10000 т. Большая часть этой воды испаряется ли­стьями растений, переводя в атмосферу столько воды, сколько ее несут все реки Земли. Лишь 1,5-2% поступающей в растения воды расходуется в процессе фотосинтеза, а это составляет около 650 млрд. т в год.

Вода — универсальный растворитель. На дне Тихого океана находится 1500000 млн. т металлических руд. В воде морей и океанов имеются почти все элементы пе­риодической системы Д.И.Менделеева, и в том числе золото и уран. «Жидкой ру­дой» называют океанскую воду. Уже сего­дня из морской воды можно извлечь ме­таллы и другие полезные для человека вещества.

В некоторых сказках упоминается о живой и мертвой воде. Сказка стала явью: воды многих источников обладают целеб­ными свойствами, например сероводо­родная вода. А кому не известны воды це­лебных источников «Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки», «Горячий ключ»?

Вода обладает большим поверхност­ным натяжением. По утверждению К.С.Лосева, у чистой воды это натяжение столь велико, что по ее поверхности мож­но кататься на коньках как по льду. Во­да — воистину самое необыкновенное ве­щество в мире.

Демонстрация учащимися занимательных опытов с водой.

Опыты попарно могут проводить учащиеся стар­ших классов.

  1. Взаимодействиенатрия с водой.

Делаем кораблик из бумаги, на него кладем небольшой кусочек натрия и опу­скаем кораблик в воду, он загорается.

  1. Раствор гидроксида натрияраствор фенолфталеина (малиновая окраска)

раствор соляной кислоты (раствор обесцветился)

 

  1. Зажиганиеводой.

КМп04, + H2S04, наносим эту смесь на фитиль спиртовки, происходит воспламенение.

  1. Получение «молока».

Раствор хлорида бария смешиваем с раствором сульфата натрия

  1. «Несгораемый» платок.

Платок смачиваем водой, потом эти­ловым спиртом и поджигаем.

Почему платок не горит?

 

Применение воды (сообщение 4- го ученика)

Области применения воды — даже еcли говорить только о промышленности — настолько обширны, что практически невозможно назвать какой-либо производ­ственный процесс, в котором не исполь­зуется вода. Промышленность нашей  страны ежесекундно потребляет столько  воды, сколько несет ее Волга. На получение 1 т стали расходуется 150 т воды, бумаги — 250 т, синтетических волокон — 4000 т.

Вода растворяет питательные вещест­ва, необходимые для жизнедеятельности растений и животных.

Большие количества воды расходуют­ся при производстве сельскохозяйствен­ной продукции.

Многие химические процессы ускоря­ются в присутствии воды, т.е. вода играет роль катализатора. Но вода и непосредст­венно принимает активное участие в ре­акциях, например при получении кислот, гашения извести, в процессах гидрата­ции. Вода обязательно требуется для процессов схватывания и твердения вя­жущих материалов — цемента, гипса, из­вести.

Как ни странно поначалу звучит ут­верждение, что вода служит архитектуре и искусству, но это действительно так. Что еще может так украсить сад или парк? Вода может быть и материалом для скульптуры: во многих странах есть тра­диция сооружать зимой ледяные изобра­жения героев сказок, легенд.

Таким образом, вода широко исполь­зуется человеком в промышленных це­лях, для сельского хозяйства и даже для украшенияокружающей среды.

Мини – игра «Что? Где? Когда?» (проводят и оценивают старшеклассники).

  1. Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А.Лавуазье в 1783 г.)
  2. Какой воздух тяжелее: сухой или влажный? (Сухой, так как молекулярная масса воды меньше средней молекуляр­ной массы воздуха.)
  3. Почему яйцо не тонет в соленой во­де? (Потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, значит, больше и выталкивающая сила.)
  4. Что называют «синим углем»? (Воду.)
  5. Какую формулу имеет газообразная вода? (Н20.)

Жидкая вода? ((Н20)n.)

  1. Можно ли высушить белье на мо­розе? (Можно, так как лед тоже испаря­ется.)
  2. Какой знаменитый химик был каз­нен на гильотине? (А.Лавуазье во время французской революции в 1794 г.)

 

  1. В каком органе человека содержит­ся наибольшее количество воды и в ка­ком наименьшее? (Стекловидное тело глаза — 99% воды, зубная эмаль — 0,2% воды.)
  2. Назовите восемь наименований со­стояния воды, принятые в метеорологии? (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи.)
  3. Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский, на реке Ниагара в Северной Америке.)
  4. Почему ржаной хлеб черствеет медленнее, чем белый? (Ржаной крахмал связывает воды почти вдвое больше, чем пшеничный.)
  5. Почему стальная иголка не тонет, если ее аккуратно положить на поверх­ность воды? (Этообъясняетсясиламипо­верхностногонатяжения.)

 

Получение воды (сообщение 5- го ученика).

Казалось бы, разговор об этом не за­служивает особого внимания. Ведь вода — самое распространенное вещество на поверхности Земли. Но дело в том, что лас окружает не чистая вода, а растворы различных веществ в воде. Даже в самой чистой, по житейским понятиям, воде «что-нибудь да растворено…» Дистилли­рованная вода, полученная конденсацией водяного пара и достаточно чистая для большинства целей, не годится для точ­ных химических исследований. Абсолют­но же чистую воду получить довольно трудно.

Критерием чистоты воды служит по­стоянство ее свойств, в частности элект­ропроводности. Самую чистую воду по­лучают взаимодействием тщательно очи­щенных водорода и кислорода в присут­ствии платинового катализатора. Чистая вода при обычных условиях — это жид­кость без цвета, вкуса и запаха.

Вдохновенно и красочно описал эту воду поэт Л.Мартынов в стихотворении «Вода / Благоволила / Литься!..»

Конкурс стихотво­рений о воде (жюри может состоять из старшеклассников).

 

Дефицит пресной воды (сообщение 6-го ученика)

Одна из причин сокращения запасов пресной воды — уменьшение водоносно­сти рек, связанное с вырубкой лесов вдоль их берегов.Но, пожалуй, главная причина дефицита пресной воды на Зем­ле — ее загрязнение. За тысячелетия лю­ди свыклись с загрязнением воды и, как это ни противоестественно, сбрасывали грязь и нечистоты туда, откуда брали во­ду для питья.

Дефицит пресной воды — это не толь­ко нехватка питьевой воды, но и измене­ние состояния пресных водных экосис­тем, вызывающее гибель обитающих в них живых организмов.

Природная вода обладает способнос­тью к самоочищению под влиянием сол­нечной радиации, жизнедеятельности от­дельных организмов (бактерий, грибов, зеленых растений и некоторых живот­ных), а также других естественных факто­ров. При сильном загрязнении самоочи­щения воды не происходит из-за наруше­ния внутриводных биологических про­цессов.

Очистка сточных вод — процесс слож­ный с точки зрения технологии и дорогой с точки зрения экономических затрат.

Важнейшим моментом в борьбе за чи­стоту воды и бережное к ней отношение является развитие законодательства об использовании и охране водных ресурсов с жесткими экономическими мерами в от­ношении водопотребителей.

Сегодня вполне очевидно, что соци­альный прогресс на данном этапе зна­ний и возможностей человечества опре­деляется эффективностью мер при ми­нимизации экологического ущерба. В значительной степени это относятся и к воде.

Существует одно поучительное преда­ние, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, преходящими.

Царь Дхатусена, правивший на остро­ве Шри-Ланка в V в. нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тай­ники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел их к искусственному озеру Каланена, имевшему 80 км в окруж­ности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригорш­ню воды и сказал: «Вот! Это и есть все мое богатство!»

Музыкальный номер учащихся 10а,9б класса. «Как провожают пароходы»

 

Как провожают пароходы совсем не так как поезда
Морские медленные воды
Не то что рельсы в два ряда
Как ни суди волнений больше
Ведь ты уже не на земле
Как ни ряди разлука дольше
Когда плывешь на корабле
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода
Я вспоминаю все сначала уже давно убрали трап
На самом краешке причала стоишь ты голову задрав
Вода качается и плещет и разделяет нас вода
Но видно вдруг ясней чем прежде
Что мы близки как никогда
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода
Уходят башенки вокзала и удаляется причал
Как важно все что ты сказала
Все что в ответ я прокричал
Морские медленные воды
Не то что рельсы в два ряда
И провожают пароходы совсем не так как поезда
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода

 

 

Заключительное слово ведущего