ПРОВЕДЕНИЕ ВЕЧЕРА
Выступающие ведущие одеты в костюмы, цвета и покрой которых созвучны с темой воды. Перед каждым выступлением демонстрируется один слайд презентации с различными фотографиями о воде, параллельно звучит музыка «Звуки воды»
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (ВЕДУЩИЙ)
Внимание! Мы начинаем химический вечер, посвященный самому обыкновенному и в то же время необыкновенному веществу — воде.
Нет в мире ни одного мало-мальски образованного человека, которому была бы неизвестна формула воды — Н20. Эта формула самогораспространенного вещества на нашей планете.
Несмотря на обычность и вездесущность, вода остается удивительным веществом, свойства которого наука еще не может объяснить полностью. Известно, что без воды нет жизни, вода есть в каждом живом организме. Без пищи человек может прожить значительно дольше, чем без воды. Организмы человека и животных почти на 2/3 состоят из воды. А в растениях воды еще больше.
Вода занимает 2/3 поверхности земного шара.
Человек всегда имел дело с водой. Поэтому и в прошлом, и в настоящем времени вода играет большую роль в развитии цивилизации.
Без воды невозможно развивать сельское хозяйство, строительство, другие отрасли народного хозяйства. А какое большое значение имеет вода в спорте, в медицине!
Вода! Она всегда вызывала и страхи, и поклонение. Воду и боятся, с водой и дружат. В воде можно утонуть, без воды можно умереть.С нею нельзя шутить. Ее же необходимо и беречь.
Музыкальный номер учащихся 11а класса. Песня «По Весенней По воде»
Один моряк, покинув порт,
На лодке в море вышел,
У лодки был высокий борт,
Но волны были выше.
Его швырял девятый вал
Как щепку в поднебесье,
Но мореход не унывал,
Вовсю горланя песню.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Другой на месте моряка
Ко дну пошел бы вскоре,
Ведь, как на грех, без черпака
Отправился он в море.
Но наш моряк находчив был
И не терялся сроду,
Он дырку в лодке прорубил
И выпустил всю воду.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз.
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм.
Пускай бросает нас вода
То вверх, то, оп, и вниз,
Когда со всех сторон беда
Спасает оптимизм
Вода в природе (сообщение 1 -го ученика)
Вода встречается в природе во всех трех агрегатных состояниях. В твердом виде она одевает ледяным покровом полярные страны и вершины гор.
Вода — самое распространенное вещество на поверхности нашей планеты. Водная оболочка Земли — гидросфера — составляет 71%земной поверхности. В связанном состоянии вода находится и в земной коре — литосфере. Запасы воды на Земле (в литосфере и гидросфере) составляют 2,7 млрд. км3. В атмосфере в виде паров содержится 13 тыс. км3 воды.
Отечественный ученый В.И.Вернадский писал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества — минерала, горной породы, живого тела, которое ее бы не заключало. Все земное вещество… ею проникнуто и охвачено».
Физические свойства и строение воды (сообщение 2- го ученика).
Многие физические свойства жидкой воды (например, плотность, теплоемкость) приняты за эталон, образец. Значит ли это, что свойства воды обычны, «образцовы»? Нет, совсем наоборот! Трудно найти в природе другое вещество, физические свойства которого были бы так необычны, своеобразны, аномальны.
Сравнительно высокая температура кипения воды (100°С при норм. атм. давлении) несмотря на ее малую молекулярную массу — одна из аномалий, отличительных особенностей воды среди других веществ. Другая аномалия воды — ее необычайно высокая теплоемкость. Ни одно вещество не требует таких больших затрат теплоты для повышения его температуры на ГС. Аномально высокая теплоемкость воды в большой степени определяет климат земного шара. Вода — планетарный переносчик тепла. Эти аномалии воды объясняются полярностью ее молекул.
Аномально и изменение плотности воды при изменении температуры. Плотности других жидкостей при понижении температуры, как правило, постепенно возрастают и становятся максимальными при их замерзании. А плотность воды при охлаждении возрастает лишь до +4°С, достигая 1 г/мм3. Если охлаждать воду и дальше, то ее плотность уменьшается до 0,91 г/мм3 при 0°С. Теплота плавления льда также аномально высока — в 13,5 раза выше, чем, например, у свинца, и составляет на каждый грамм льда 381 кДж.
Замерзание воды сопровождается новым скачкообразным расширением. Плотность воды при замерзании уменьшается на 1/9. Эта аномалия воды играет чрезвычайно важную роль в жизни нашей планеты. Если бы лед имел плотность большую, чем вода, исчезли бы айсберги — гроза северных морей. Зато появились бы не менее опасные ледяные мели. Водоемы зимой превратились бы в глыбы льда, в которых погибло бы все живое.
Почему же у воды столь необычные свойства? Причины этих свойств кроются в строении молекул этого вещества. Вам известно, что молекулы воды полярны. Между ними существуют водородные связи. Поэтому формула жидкой воды не просто Н20. а (Н20)n, где n— от 3 до 5. Сцепляемостыо молекул объясняется высокая температура кипения воды.
В кристаллах льда тоже существуют водородные связи, но здесь система таких связей еще более прочная, чем в жидкой воде. В этом причина аномально высокой теплоты плавления льда.
С высокой полярностью молекул воды связаны большое значение диэлектрической проницаемости и почти не имеющая себе равных способность растворять другие полярные соединения и вызывать электролитическую диссоциацию кислот, оснований и солей.
Сообщение сведений из рубрики «Знаете ли вы?».
Сообщение ведущего
Знаете ли вы, что…
— первый закон России об охране вод был написан Петром I;
— в человеческом организме среднего веса около 5 ведер воды;
— без воды нет жизни, ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться;
— без воды нет гниения и разложения растительных и животных организмов;
— без воды не может в зеленом листе образовываться сахар, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества;
вода — вечный двигатель живой и мертвой природы; вода осуществляет движение, регулирует температуру климатических зон и определяет климатические пояса;
— в древности существовала смертная казнь каплями падающей воды;
— при испарении вода увеличивает свой объем в тысячи раз, поэтому она в виде пара используется для получения электричества на тепловых электростанциях;
— если всю воду океанов распределить равномерным слоем по всему земному шару, то «мировой океан» был бы общей глубиной 4 км;
— гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево (без опилок), но и горные породы;
— чистота и прозрачность байкальской воды — специфическая особенность Байкала как экосистемы — есть, в частности, результат ее биофильтрации рачками эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год;
— чем большая часть воды в растительных организмах связывается в коллоидные растворы, тем лучше растения сопротивляются морозам и засухам. Связанную воду трудно и выморозить и испарить?
Музыкальный номер учащихся 11а класса. Песня «Синяя вода»
СИНЯЯ ВОДА
Из мультфильма «Катерок»
Слова Ю. Энтина
Музыка В. Шаинского
Синяя вода —
Поле без следа,
Без конца и края.
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
К морю синему,
Там, где волны сильные,
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
К морю синему
Поскорей неси меня,
Поскорей неси меня,
Синяя вода!
Синяя вода —
Облаков стада
Проплывают мимо.
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
Ивы клонятся,
Клонятся до пояса,
И звучит вполголоса
Песня ветерка.
К морю синему
Поскорей неси меня,
Поскорей неси меня,
Синяя река!
Вода — самое необыкновенное вещество в мире (сообщение 3-го ученика)
Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились».
«Где вода, там и жизнь» и «Земля умирает, если ушла вода» — эти восточные пословицы известны каждому.
Вода была той великой «колыбелью», в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии.
Известно, что состав плазмы крови очень близок к составу воды морей и океанов. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Наша кровь содержит 83% воды, сердце и мозг— около 80%, и даже в костях — 15-20% воды.
В воде содержатся неисчерпаемые запасы пищи и минерального сырья. Реки, моря и океаны — это не только пути сообщения, но и источники теплоты и энергии. Вода определяет климат на всем земном шаре.
Для нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5 л воды в сутки (а за 70 лет — почти 65 г). С учетом всех видов потребления каждый человек расходует в год почти 2500-3000 м3 воды.
Запасы воды в нашей стране очень велики. На ее территории имеется около 200000 рек и озер. И среди них такие великаны, как Байкал, Ладожское, Онежское озера и др. Чтобы представить себе количество находящейся там воды, можно указать, что в одном Байкале сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты.
Однако и расходы пресной воды очень велики. Большие количества воды потребляют растения. Подсчитано, что для получения 1 т пшеницы нужно около 1500 т воды, хлопчатника — 10000 т. Большая часть этой воды испаряется листьями растений, переводя в атмосферу столько воды, сколько ее несут все реки Земли. Лишь 1,5-2% поступающей в растения воды расходуется в процессе фотосинтеза, а это составляет около 650 млрд. т в год.
Вода — универсальный растворитель. На дне Тихого океана находится 1500000 млн. т металлических руд. В воде морей и океанов имеются почти все элементы периодической системы Д.И.Менделеева, и в том числе золото и уран. «Жидкой рудой» называют океанскую воду. Уже сегодня из морской воды можно извлечь металлы и другие полезные для человека вещества.
В некоторых сказках упоминается о живой и мертвой воде. Сказка стала явью: воды многих источников обладают целебными свойствами, например сероводородная вода. А кому не известны воды целебных источников «Нарзан», «Боржоми», «Ессентуки», «Горячий ключ»?
Вода обладает большим поверхностным натяжением. По утверждению К.С.Лосева, у чистой воды это натяжение столь велико, что по ее поверхности можно кататься на коньках как по льду. Вода — воистину самое необыкновенное вещество в мире.
Демонстрация учащимися занимательных опытов с водой.
Опыты попарно могут проводить учащиеся старших классов.
- Взаимодействиенатрия с водой.
Делаем кораблик из бумаги, на него кладем небольшой кусочек натрия и опускаем кораблик в воду, он загорается.
- Раствор гидроксида натрияраствор фенолфталеина (малиновая окраска)
раствор соляной кислоты (раствор обесцветился)
- Зажиганиеводой.
КМп04, + H2S04, наносим эту смесь на фитиль спиртовки, происходит воспламенение.
- Получение «молока».
Раствор хлорида бария смешиваем с раствором сульфата натрия
- «Несгораемый» платок.
Платок смачиваем водой, потом этиловым спиртом и поджигаем.
Почему платок не горит?
Применение воды (сообщение 4- го ученика)
Области применения воды — даже еcли говорить только о промышленности — настолько обширны, что практически невозможно назвать какой-либо производственный процесс, в котором не используется вода. Промышленность нашей страны ежесекундно потребляет столько воды, сколько несет ее Волга. На получение 1 т стали расходуется 150 т воды, бумаги — 250 т, синтетических волокон — 4000 т.
Вода растворяет питательные вещества, необходимые для жизнедеятельности растений и животных.
Большие количества воды расходуются при производстве сельскохозяйственной продукции.
Многие химические процессы ускоряются в присутствии воды, т.е. вода играет роль катализатора. Но вода и непосредственно принимает активное участие в реакциях, например при получении кислот, гашения извести, в процессах гидратации. Вода обязательно требуется для процессов схватывания и твердения вяжущих материалов — цемента, гипса, извести.
Как ни странно поначалу звучит утверждение, что вода служит архитектуре и искусству, но это действительно так. Что еще может так украсить сад или парк? Вода может быть и материалом для скульптуры: во многих странах есть традиция сооружать зимой ледяные изображения героев сказок, легенд.
Таким образом, вода широко используется человеком в промышленных целях, для сельского хозяйства и даже для украшенияокружающей среды.
Мини – игра «Что? Где? Когда?» (проводят и оценивают старшеклассники).
- Кто и когда впервые осуществил синтез воды? (А.Лавуазье в 1783 г.)
- Какой воздух тяжелее: сухой или влажный? (Сухой, так как молекулярная масса воды меньше средней молекулярной массы воздуха.)
- Почему яйцо не тонет в соленой воде? (Потому что плотность соленой воды больше, чем пресной, значит, больше и выталкивающая сила.)
- Что называют «синим углем»? (Воду.)
- Какую формулу имеет газообразная вода? (Н20.)
Жидкая вода? ((Н20)n.)
- Можно ли высушить белье на морозе? (Можно, так как лед тоже испаряется.)
- Какой знаменитый химик был казнен на гильотине? (А.Лавуазье во время французской революции в 1794 г.)
- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды и в каком наименьшее? (Стекловидное тело глаза — 99% воды, зубная эмаль — 0,2% воды.)
- Назовите восемь наименований состояния воды, принятые в метеорологии? (Пар, лед, снег, туман, иней, град, облака, тучи.)
- Какой водопад считается самым мощным в мире? (Ниагарский, на реке Ниагара в Северной Америке.)
- Почему ржаной хлеб черствеет медленнее, чем белый? (Ржаной крахмал связывает воды почти вдвое больше, чем пшеничный.)
- Почему стальная иголка не тонет, если ее аккуратно положить на поверхность воды? (Этообъясняетсясиламиповерхностногонатяжения.)
Получение воды (сообщение 5- го ученика).
Казалось бы, разговор об этом не заслуживает особого внимания. Ведь вода — самое распространенное вещество на поверхности Земли. Но дело в том, что лас окружает не чистая вода, а растворы различных веществ в воде. Даже в самой чистой, по житейским понятиям, воде «что-нибудь да растворено…» Дистиллированная вода, полученная конденсацией водяного пара и достаточно чистая для большинства целей, не годится для точных химических исследований. Абсолютно же чистую воду получить довольно трудно.
Критерием чистоты воды служит постоянство ее свойств, в частности электропроводности. Самую чистую воду получают взаимодействием тщательно очищенных водорода и кислорода в присутствии платинового катализатора. Чистая вода при обычных условиях — это жидкость без цвета, вкуса и запаха.
Вдохновенно и красочно описал эту воду поэт Л.Мартынов в стихотворении «Вода / Благоволила / Литься!..»
Конкурс стихотворений о воде (жюри может состоять из старшеклассников).
Дефицит пресной воды (сообщение 6-го ученика)
Одна из причин сокращения запасов пресной воды — уменьшение водоносности рек, связанное с вырубкой лесов вдоль их берегов.Но, пожалуй, главная причина дефицита пресной воды на Земле — ее загрязнение. За тысячелетия люди свыклись с загрязнением воды и, как это ни противоестественно, сбрасывали грязь и нечистоты туда, откуда брали воду для питья.
Дефицит пресной воды — это не только нехватка питьевой воды, но и изменение состояния пресных водных экосистем, вызывающее гибель обитающих в них живых организмов.
Природная вода обладает способностью к самоочищению под влиянием солнечной радиации, жизнедеятельности отдельных организмов (бактерий, грибов, зеленых растений и некоторых животных), а также других естественных факторов. При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за нарушения внутриводных биологических процессов.
Очистка сточных вод — процесс сложный с точки зрения технологии и дорогой с точки зрения экономических затрат.
Важнейшим моментом в борьбе за чистоту воды и бережное к ней отношение является развитие законодательства об использовании и охране водных ресурсов с жесткими экономическими мерами в отношении водопотребителей.
Сегодня вполне очевидно, что социальный прогресс на данном этапе знаний и возможностей человечества определяется эффективностью мер при минимизации экологического ущерба. В значительной степени это относятся и к воде.
Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, преходящими.
Царь Дхатусена, правивший на острове Шри-Ланка в V в. нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел их к искусственному озеру Каланена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасало жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Вот! Это и есть все мое богатство!»
Музыкальный номер учащихся 10а,9б класса. «Как провожают пароходы»
Как провожают пароходы совсем не так как поезда
Морские медленные воды
Не то что рельсы в два ряда
Как ни суди волнений больше
Ведь ты уже не на земле
Как ни ряди разлука дольше
Когда плывешь на корабле
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода
Я вспоминаю все сначала уже давно убрали трап
На самом краешке причала стоишь ты голову задрав
Вода качается и плещет и разделяет нас вода
Но видно вдруг ясней чем прежде
Что мы близки как никогда
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода
Уходят башенки вокзала и удаляется причал
Как важно все что ты сказала
Все что в ответ я прокричал
Морские медленные воды
Не то что рельсы в два ряда
И провожают пароходы совсем не так как поезда
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода
Вода вода кругом вода вода вода шумит вода
Заключительное слово ведущего