Избирательная система

Тема урока: Избирательная система.

       Цель урока: познакомить   детей  с  понятием  «избирательная система»,  получить  представление  о демократических  выборах  и  принципах  участия  граждан  в  выборах, действии избирательной системы на Кубани.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

Познакомить учащихся с понятием «избирательная система» и его признаками, сформировать умение различать виды избирательных                         систем, сформировать навыки анализировать различные ситуации с точки зрения соответствия нормам права, продолжить формирование навыков индивидуальной, парной и групповой работы по проблеме, актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником.

  1. Развивающие:

Развивать  умение  анализировать   ситуацию,  делать  выводы,  приводить    примеры.  Способствовать  развитию логического  мышления,  памяти.

  1. Воспитательные:

Способствовать  правовому  воспитанию, воспитывать чувство патриотизма.

Основные понятия: избирательная система, активное и пассивное избирательное право, избирательный процесс, референдум.

Ход урока:

1.Стадия вызова.

а) Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя:                                                                                                                                                                                                                                                                                — Зарождение государственной власти и создание специального аппарата управления обществом в древний период человеческой истории сопровождалось формированием порядка выборов людей, которые стали занимать государственные должности. Известно, например, что при избрании должностных лиц в Афинах  голосование на народном собрании осуществлялось поднятием рук. Прошли годы, и в каждом государстве к настоящему времени сложились свои правила, которые регулируют порядок выборов и предоставления избирательных прав гражданам. Выборы позволяют людям выразить свою волю и сформировать такую государственную власть, которая могла бы отражать их интересы. В тоталитарных государствах, как правило, выборы не проводятся или носят формальный характер, находясь под строгим контролем властей. Путем фальсификаций представители правящей элиты под­бирают себе «достойных» избранников.

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. В России сло­жился особый порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы, должностных лиц федеральных го­сударственных органов, органов местного самоуправления, который закрепляется соответствующими федеральными за­конами. Они и образуют избирательное законодательство.

Избирательная система — совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения ре­зультатов голосования.

Существуют различные избирательные системы. Так, при использовании пропорциональной системы учитывает­ся количество поданных голосов, и в соответствии с ними распределяются депутатские мандаты при выборах в парла­мент. В случае применения мажоритарной системы мандаты распределяются по избирательным округам на основе боль­шинства поданных голосов.

Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное избирательное право — право избирать, то есть право граждан государства участвовать в выборах в органы государственной власти, местного самоупра­вления.

Пассивное избирательное право — право быть избран­ными.

Избирательная система включает:

  • порядок избрания Президента РФ;
  • порядок избрания депутатов Государственной Думы;
  • порядок избрания глав администраций субъектов Феде­рации;
  • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;
  • порядок избрания органов местного самоуправления.

В настоящее время в России действует немало норматив­ных правовых актов, которые определяют сущность избира­тельной системы. Субъекты Федерации могут принимать нормативные правовые акты по вопросам организации и про­ведения выборов: как создавать списки избирателей, избира­тельные участки, избирательные комиссии.

б) Работа в группах с учебником.

Учащимся предлагается ответить на вопрос:

-Каковы принципы избирательного права в Российской Федерации?

Для ответа на вопрос учащиеся делятся на группы:

1 группа — всеобщность, равенство;

2 группа — тайное голосование, прямые выборы;

3 группа — обязательность и периодичность проведения выборов.

Учащиеся работают с текстом учебника Е.А.Певцовой «Право. Основы правовой культуры» (с.136-138), выбирают свои разделы и изучают их. Чтобы работа была эффективной, можно использовать метод «пометки на полях»- учащиеся при чтении текста делают карандашом пометки на полях-

v- информация, уже известная учащимся;

+- новая информация;

— — знал, но думал иначе;

?- непонятно и требует дополнительных сведений.

Затем представитель каждой группы рассказывает об одном из принципов.

в) «Мозговой штурм»

Учитель предлагает составить кластер (графическое изображение смыслового поля того или иного понятия) на словосочетание «избирательный процесс». Учащиеся излагают все слова, мысли и предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом. Учитель записывает их на доске. Составление кластера — это приём, который позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

  1. Стадия осмысления.

 а)  Учитель объясняет основные положения избирательного процесса. Перед объяснением ставится проблемная задача. После объяснения учащиеся по группам составляет схему «Избирательный процесс»

 

Izb.sistema

Затем представитель каждой группы защищает у доски свою схему, комментируя каждое понятие. Все учащиеся записывают схемы в тетради.

б)  Учитель рассматривает понятия «референдум» , «проступки», «гражданско-правовые правонарушения». Учащиеся в ходе объяснения кратко, в виде тезисов, записывают только новую информацию, ранее им не известную.

  1. Стадия рефлексии.

Учащиеся по группам разбирают подобранные тексты:

  1. 1 группа рассматривает текст: «Традиция выборности должностных лиц в истории Кубани восходит своими корнями в далекий период, когда наши предки — запорожские казаки избирали своего кошевого атамана. После переселения на кубанские земли должность атамана еще некоторое время оставалась выборной, и лишь император Павел I ликвидировал выборность кошевых атаманов и ввел должность войскового атамана, назначаемого высочайшим Указом. С казачьей демократией на долгие годы было покончено. В начале 20 века в России была открыта страница отечественного парламентаризма. Среди демократических свобод, декларированных Манифестом 1905 года, подписанным Николаем I, предусматривалось участие представителей различных групп и сословий населения в работе Государственной Думы России. В состав I — IV Государственной Думы входило по шесть депутатов от Кубанской области и Черноморской губернии.

С 1 по 12 декабря 1906 года в Екатеринодаре прошел съезд уполномоченных станичных обществ по наделению земельными наделами казаков из войскового земельного фонда, получивший название Кубанская казачья Рада. Председательствовал на заседании Рады известный историк, экономист, статистик и общественный деятель Федор Андреевич Щербина. Но этот орган был призван решить конкретный вопрос наделения маломощных станичных обществ землей, и не стал постоянно работающим органом.

  1. 2 группа рассматривает текст:

«История представительной власти на Кубани берет свое начало с 1917 года.

Вторая Кубанская краевая Рада заседала с 24 сентября по 7 октября 1917 года. Она приняла Временные Основные Положения о высших органах власти в Кубанском крае, согласно которым Кубанская краевая Рада собиралась по постановлению кубанского правительства для решения чрезвычайных вопросов, а Кубанская Законодательная Рада становилась постоянно действующим высшим законодательным органом в крае.

Председателем Кубанских краевой и Законодательной Рад был избран Рябовол Николай Степанович, который возглавлял их бессменно до своей смерти. После него Кубанскую Законодательную Раду возглавил Султан ШахимГирей. В октябре 1917 года состоялись выборы в Кубанскую Законодательную Раду. 1 ноября 1917 года одновременно начали работу 1-й областной съезд иногородних и 1-я сессия Кубанской Законодательной Рады. В январе 1918 года Кубанская Законодательная Рада провозгласила Кубанский край (Кубанскую область) республикой. 14-18 февраля 1918 года в Армавире состоялся I съезд Советов Кубанской области. Он провозгласил Советскую власть на территории всей области. Был избран Кубанский исполнительный комитет областного Совета. Через полтора месяца в Екатеринодаре на II съезде Советов Кубанской области была провозглашена Кубанская Советская республика, но она просуществовала недолго.

В этот период осуществляются мероприятия по разработке государственной символики края. 23 февраля 1919 года на заседании Кубанской Законодательной Рады утвержден Кубанский флаг из трех полос — синей, малиновой и зеленой, легший в основу нынешнего флага Краснодарского края. Там же впервые был исполнен Кубанский гимн на текст священника Константина Образцова ‘Ты Кубань, ты — наша Родина’.

В марте Екатеринодар был взят частями Красной Армии и на Кубани восстановилась Советская власть. Всю гражданскую власть взял в свои руки временный Кубанский исполнительный комитет в составе А.А. Лиманского, В.Ф. Черного, СВ. Евменьева. 27 марта он передал свои полномочия Кубанскому областному революционному комитету (с 29 марта Кубан о-Черноморскому) в составе Я.В. Полуяна (председатель), М. Коробкина и Л. Горбунова.

В июне 1924 года Президиум ВЦИК СССР принял постановление о районировании Юго-Восточной области (края). Этим постановлением Кубано-Черноморская область ликвидировалась, а на ее территории образовывались четыре округа, подчинявшиеся краевому центру в городе Ростове-на-Дону. Однако уже в июле 1930 года окружная область была ликвидирована. Районы стали напрямую подчиняться краевому центру. Таким образом, более 13 лет Кубань как самостоятельный регион не существовала.

3.3 группа рассматривает ситуацию:

Краснодарский край был образован 13 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР о разделении Азово-Черноморского края на Краснодарский край и Ростовскую область. В состав Краснодарского края вошли Адыгейская автономная область, 14 городов и 77 сельских районов, в том числе шесть районов Адыгейской автономной области.

Краснодарский краевой Совет депутатов трудящихся (с октября 1977 года народных депутатов) просуществовал с различными реорганизациями до января 1994 года. Первые выборы в краевой Совет депутатов трудящихся прошли 24 декабря 1939 года по 107 избирательным округам. Первая сессия краевого Совета состоялась в начале января 1940 года (установить точную дату по имеющимся документам не представляется возможным).

На основании Конституции СССР, принятой в октябре 1977 года, Краснодарский краевой Совет депутатов трудящихся переименован в Краснодарский краевой Совет народных депутатов.

В августе 1991 года вышло Постановление Верховного Совета РСФСР ‘О дополнительных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законности деятельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий политики государственного переворота в СССР’. Верховный Совет РСФСР предоставил право Президенту РСФСР впредь до принятия специального Закона отстранять от должности председателей Советов; вводил должность главы администрации, как руководителя соответствующего исполнительного органа, который являлся правопреемником исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов; предоставил право Президенту РСФСР на указанный период назначать на должность главы администрации и освобождать от этой должности.

29 августа 1991 года состоялась внеочередная сессия краевого Совета народных депутатов XXI созыва. На ней председателем Краснодарского краевого Совета народных депутатов был избран A.M. Ждановский. Также была принята отставка в полном составе Президиума краевого Совета народных депутатов как органа коллегиальной власти, упразднена должность заместителя председателя краевого Совета народных депутатов, председателя крайисполкома.

В октябре на VI сессии Краснодарского краевого Совета, упразднившей прежнюю и утвердившей новую структуру краевого Совета народных депутатов, был избран Малый Совет народных депутатов. В него вошли 28 человек. Всего за время существования краевого Совета был 21 созыв.

Последняя, 17-я сессия, XXI созыва краевого Совета состоялась 10 ноября 1993 года.

Затем проводится разбор этих текстов.

  1. Итог урока. Подведение итогов. Выставление оценок. Вывод. В качестве вывода можно составить синквейн(пятистишие, кратко характеризующее то или иное понятие). Учащиеся систематически работают с этим приёмом, поэтому у них эта работа не занимает много времени.

Например:               Выборы

выдвигают             голосуют

прямые       всеобщие   равные

соответствуют            Конституции          РФ

 

Домашнее задание: написать эссе на тему «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством» (Аристотель)