Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ

п/п

Название рекомендаций Разработчик Целевая аудитория Ссылка на размещенный документ/ реквизиты письма
1. Социальная диада детства: родителям о детях ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://disk.yandex.ru/i/zVIgBfdT0XTclg
2. Психологические приемы активизации внимания и познавательного интереса у обучающихся с ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) в процессе дистанционного обучения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://disk.yandex.ru/i/cZgRS7-IB1h8sw
3. Психологическая безопасность школьников, подростков и юношей с РАС в интернете ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://disk.yandex.ru/i/8VL0owqA-VZI4w
4. Маршрутизатор комплексного психологопедагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Marshrutizator-kompleksnogo-PPS.pdf
5. Организация обучения и воспитания детей раннего возраста в семьях глухих родителей ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-obucheniya-i-vospitaniya-detej-rannego-vozrasta-v-semyah-gluhih-roditelej_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf
6. Формирование коммуникативной готовности к школьному обучению детей с НОДА ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Formirovanie-kommunikativnoj-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniju-detej-s-NODA_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf
7. Как построить взаимодействие со своим ребенком рекомендации психолога родителям подростков с ЗПР ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Kak-postroit-vzaimodejstvie-so-svoim-rebenkom_rekomendacii-psihologa-roditelyam-podrostkov-s-ZPR_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf
8. Играя, развиваем советы родителям детей с ТМНР ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Igraya-razvivaem_sovety-roditelyam-detej-s-TMNR_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf
9. Организация семейного воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-semejnogo-vospitaniya-i-obucheniya-doshkolnikov-s-intellektualnymi-narusheniyami_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf
10. Коммуникативные возможности детей с тяжелыми двигательными и интеллектуальными нарушениями:
диагностика и коррекция
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Kommunikativnye_vozmozhnosti_detej_s_tyazhelymi_dvigatelnymi_i_intellektualnymi.pdf
11. Организация семейного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушенным слухом:
методическое пособие для родителей
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для родителей https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Organizaciya-semejnogo-vospitaniya-i-obucheniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-v-narushennym-sluhom_metodicheskoe-posobie-dlya-roditelej.pdf
12. Методы и приемы формирования речемыслительной деятельности детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной
педагогики»
Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Metody-i-priemy-formirovaniya-rechemyslitelnoj-deyatelnosti-detej-s-narusheniyami-rechi_metodicheskoe-posobie-dlya-specialistov.pdf
13. Реализация коррекционного курса Сенсорное развитие в 1-4 классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Realizaciya-korrekcionnogo-kursa-Sensornoe-razvitie-v-1-4-klassah-dlya-obuchajushhihsya-s-umerennoj-tyazheloj-i-glubokoj-umstvennoj-otstalostjuTMNR_metodicheskoe-posobie-dlya-specialistov.pdf
14. Реализация коррекционных курсов для обучающихся с ЗПР на уровне НОО ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Realizaciya-korrekcionnyh-kursov-dlya-obuchajushhihsya-s-ZPR-na-urovne-NOO_metodicheskoe-posobie-dlya-specialistov.pdf
15. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации в обучении детей с нарушениями слуха ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://disk.yandex.ru/i/O2b1d02VlJQagw
16. Основы психолого-педагогического консультирования родителей ребенка с ОВЗ в период лечения в стационаре ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Osnovy-psihologo-pedagogicheskogo-konsultirovaniya-roditelej-rebenka-s-OVZ-v-period-lecheniya-v-stacionare_metodicheskoe-posobie-dlya-specialistov.pdf
17. Методика развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения различных возрастных групп ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/02/Metodika-razvitiya-zritelnogo-vospriyatiya-detej-s-narusheniyami-zreniya-razlichnyh-vozrastnyh-grupp_metodicheskoe-posobie-dlya-specialistov.pdf
18. Методика развития  пространственного ориентирования и мобильности детей с нарушениями зрения ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/04/Metodika_razvitiya_prostranstvennogo_orientirovaniya_i_mobilnosti.pdf
19. Методические рекомендации по созданию в образовательной организации здоровьесберегающих условий, способствующих психическому развитию и укреплению здоровья детей с ОВЗ и детейинвалидов ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/03/Metodicheskie_rekomendacii_po_sozdaniju_v_OO_zdorovesberegajushhih_uslovij.pdf
20. Методические рекомендации для педагогов, осуществляющих обучение детей с ОВЗ с применением компьютерных инструментов ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://disk.yandex.ru/i/9pA4R7VEce7U1Q
21. Ресурсы семей, воспитывающих детей с различными ограничениями в состоянии здоровья ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников.
Для руководителей и специалистов ППМС-
центров
https://disk.yandex.ru/i/zljxsdXIdXDgrg
22. Реализация принципов ранней помощи в условиях дистанционного консультирования семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2023/05/Realizaciya_principov_rannej_pomoshhi.pdf
23. Опыт использование подхода DIRFloortime в ранней коррекционной помощи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для педагогических работников.
Для руководителей и специалистов ППМС-
центров
https://disk.yandex.ru/i/13Ro2OCbHxEwqg
24. Примерные модульные программы дополнительного профессионального образования для специалистов системы ранней помощи, педагогов общего и профессионального образования, работающих в инклюзивных образовательных организациях ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для специалистов региональных
институтов развития образования
https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/
25. Примерная методика и инструментарий определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации адаптированных основных образовательных программ ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» Для местных и региональных органов управления образованием А.В. Бугаев, письмо от 31 января 2023 г.

№ АБ-356/07

26. Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций ФГБОУ ВО
«Московский государственный психолого-
педагогический университет»
Для руководящих и педагогических работников
общеобразовательных организаций
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ieeceo2022/contents
27. Создание инклюзивной среды в образовательных организациях среднего профессионального образования: методические рекомендации ФГБОУ ВО
«Московский государственный психолого-
педагогический университет»
Для руководящих и педагогических работников
профессиональных
образовательных организациях
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ieceompe2022/contents
28. Профессиональная   подготовка    тьюторов, сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования:             методические рекомендации для педагогических ВУЗов и институтов развития образования ФГБОУ ВО
«Московский государственный психолого-
педагогический университет»
Для педагогических
ВУЗов и институтов развития образования
https://psyjournals.ru/nonserialpublications/ptt2022
29. Методические рекомендации по реализации новых образовательных программ по направлению
«Специальное (дефектологическое) образование»
ФГБОУ ВО
«Московский педагогический
государственный
университет»
Для разработчиков образовательных программ,
преподавателей ВУЗов, магистрантов и аспирантов
http://mpgu.su/novosti/metodicheskie-obrazovatelnyh-defektologicheskoe/
30. Методические рекомендации по созданию и реализации воспитательной системы в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы ФГБОУ ВО «Московский педагогический
государственный
университет»
Для руководящих и педагогических работников
образовательных организаций.
Для специалистов лагерей.
Для родителей.
http://mpgu.su/wp-content/uploads/2023/06/%D0%9C%D0%95%D0%A2%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A7%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%98%D0%95-%D0%A0%D0%95%D0%9A%D0%9E%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%94%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98.pdf
31. Маршрутизатор образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС ФРЦ РАС ФГБОУ ВО
«Московский государственный психолого-
педагогический университет»
Для родителей.
Для педагогических работников
https://autismfrc.ru/education/infografika/1485