Мини-программа по профилактике суицида среди несовершеннолетних в школе «Я люблю жизнь»

 

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В этой связи могут быть заданы три базовых вопроса:

  • что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство;
  • что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством;
  • и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.

Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.

Принципы модели:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

 

 

 

 

 

Уровни профилактики суицида в образовательной среде:

 

Первый уровень – общая профилактика

Цель: повышение групповой сплоченности в школе.

Мероприятия: создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого

учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

 

Второй уровень – первичная профилактика

Цель: выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия:

  1. Диагностика суицидального поведения

Задачи:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  • Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

 

  1. Классные часы, круглые столы, стендовая информация

Задачи:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

 

С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

 

  1. Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства

Задачи:

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
  • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

 

Третий уровень – вторичная профилактика

Цель:  предотвращение самоубийства

Мероприятия:

  1. Оценка риска самоубийства

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи:

  • Педагог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
  • Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
  1. Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.

Задачи:

  1. Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.

Задачи:

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

  • Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
  • Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
  • Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

 

 

Четвертый уровень – третичная профилактика

Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия:

  1. Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.

Задачи:

  • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
  1. Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

 

 

План мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних

 

Мероприятия Сроки
1 Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического развития учащихся, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. Сентябрь, март
2 Выявление социально-неблагополучных семей.

Организация обследования условий жизни детей из этих семей.

В течение года
3 Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказания помощи в экстренных случаях. По плану
4 Обновление банка данных  детей  «группы риска» и детей склонных к суициду Сентябрь, по мере необходимости
5 Психологическое консультирование педагогов, классных руководителей, родителей (опекунов), воспитателей, учащихся по вопросам, связанным   с суицидальным поведением детей и подростков. В течение года
6 Регулярное посещение учащихся по месту жительства с целью привлечения родителей, опекунов к более конструктивному и внимательному воспитанию своих детей. В течение года
7 Оформление стенда с документами:

—       Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства»);

—       Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»);

—       Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30);

—       нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о защите их прав.

— с информацией о получении психологической и медицинской помощи в учреждениях муниципалитета, о круглосуточных телефонах доверия

 

Октябрь
8 Просвещение педагогического коллектива  по следующим темам: (оформление тематического стенда, индивидуальные беседы)

— «Психологические особенности подростков»;

— «Подростковый суицид: мифы и реальность»;

— Профилактика школьных конфликтов».

Ноябрь, январь,

март

9 Повсеместное привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями ко всей внеклассной работе и мероприятиям школы (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.), в том числе с использованием возможностей  молодежных и спортивных учреждений городских и сельских поселений. В течение года
10 Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди учащихся. Пресечение всех случаев неуставных отношений. Работа школьного Совета Примирения В течение года
11 Незамедлительное сообщение в  ОДН, КДН, управление образования (отдел опеки) о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. В течение года
12 Проведение недели здоровья и спорта. Март-апрель (по плану)
13 Классные часы по программе «Наш выбор — жизнь»:

—          «Человек свободного общества»;

—          «Учимся строить отношения»;

—          «Умей управлять своими эмоциями»;

—          «Если тебе трудно».

По графику
14 Цикл бесед «Шаг на встречу» 1 раз в четверть
15 Включение в план проведения классных родительских собраний тем:

— «Конфликты с собственным ребенком  и пути их решения»;

— «Первые проблемы подросткового возраста»;

— «Почему ребенок не хочет жить?»;

— «Ложь и правда о суициде».

В течение года по плану
16 Мероприятия по духовно-нравственному развитию обучающихся. По графику
17 Мероприятия по включению подростков в социально значимую деятельность, позитивное общение По графику
18 Проведение совместного мероприятия приуроченного ко Всемирному Дню семьи Май
19 Организация  оздоровления детей «группы риска», детей-сирот  и попавших в сложную жизненную ситуацию и их занятость в летний период. Июнь-Август

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *