Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В этой связи могут быть заданы три базовых вопроса:
- что должно быть сделано, чтобы предотвратить самоубийство;
- что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством;
- и что необходимо делать, когда самоубийство произошло.
Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой.
Принципы модели:
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.
Уровни профилактики суицида в образовательной среде:
Первый уровень – общая профилактика
Цель: повышение групповой сплоченности в школе.
Мероприятия: создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи:
- Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого
учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
- Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
- Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
- Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель: выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.
Мероприятия:
- Диагностика суицидального поведения
Задачи:
- Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
- Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
- Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
- Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
- Классные часы, круглые столы, стендовая информация
Задачи:
- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
- Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
- Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства
Задачи:
- Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
- Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель: предотвращение самоубийства
Мероприятия:
- Оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).
Задачи:
- Педагог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
- Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.
- Оповещение соответствующего учреждения психического здоровья (психиатрическая клиника?), запрос помощи. Оповещение родителей.
Задачи:
- Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
Задачи:
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
- Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
- Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
- Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель: снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия:
- Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Задачи:
- Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
- Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.
План мероприятий по профилактике суицида среди несовершеннолетних
№ | Мероприятия | Сроки |
1 | Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического развития учащихся, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. | Сентябрь, март |
2 | Выявление социально-неблагополучных семей.
Организация обследования условий жизни детей из этих семей. |
В течение года |
3 | Тестирование, анкетирование учащихся и их родителей с целью оказания помощи в экстренных случаях. | По плану |
4 | Обновление банка данных детей «группы риска» и детей склонных к суициду | Сентябрь, по мере необходимости |
5 | Психологическое консультирование педагогов, классных руководителей, родителей (опекунов), воспитателей, учащихся по вопросам, связанным с суицидальным поведением детей и подростков. | В течение года |
6 | Регулярное посещение учащихся по месту жительства с целью привлечения родителей, опекунов к более конструктивному и внимательному воспитанию своих детей. | В течение года |
7 | Оформление стенда с документами:
— Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства»); — Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»); — Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30); — нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о защите их прав. — с информацией о получении психологической и медицинской помощи в учреждениях муниципалитета, о круглосуточных телефонах доверия
|
Октябрь |
8 | Просвещение педагогического коллектива по следующим темам: (оформление тематического стенда, индивидуальные беседы)
— «Психологические особенности подростков»; — «Подростковый суицид: мифы и реальность»; — Профилактика школьных конфликтов». |
Ноябрь, январь,
март |
9 | Повсеместное привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями ко всей внеклассной работе и мероприятиям школы (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.), в том числе с использованием возможностей молодежных и спортивных учреждений городских и сельских поселений. | В течение года |
10 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди учащихся. Пресечение всех случаев неуставных отношений. Работа школьного Совета Примирения | В течение года |
11 | Незамедлительное сообщение в ОДН, КДН, управление образования (отдел опеки) о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. | В течение года |
12 | Проведение недели здоровья и спорта. | Март-апрель (по плану) |
13 | Классные часы по программе «Наш выбор — жизнь»:
— «Человек свободного общества»; — «Учимся строить отношения»; — «Умей управлять своими эмоциями»; — «Если тебе трудно». |
По графику |
14 | Цикл бесед «Шаг на встречу» | 1 раз в четверть |
15 | Включение в план проведения классных родительских собраний тем:
— «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»; — «Первые проблемы подросткового возраста»; — «Почему ребенок не хочет жить?»; — «Ложь и правда о суициде». |
В течение года по плану |
16 | Мероприятия по духовно-нравственному развитию обучающихся. | По графику |
17 | Мероприятия по включению подростков в социально значимую деятельность, позитивное общение | По графику |
18 | Проведение совместного мероприятия приуроченного ко Всемирному Дню семьи | Май |
19 | Организация оздоровления детей «группы риска», детей-сирот и попавших в сложную жизненную ситуацию и их занятость в летний период. | Июнь-Август |