Пояснительная записка
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе — детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Для достижения успеха в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо развитие личностных качеств и социальных навыков детей и подростков, обучение их новым формам поведения, реализацию потенциальных возможностей личности, способной самостоятельно и ответственно строить свою жизнь.
В связи с этим неотъемлемой частью работы по профилактике ДДТТ в школе является профилактика, направленная на формирование культуры безопасности поведения детей на дорогах, первоначального осознанного отношения к правилам личной безопасности. В связи с этим, необходимо учить детей умению наблюдать за обстановкой и предвидеть опасность. Это умение должно быть доведено до автоматизма, выработано в твердый навык (привычку).
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого педагога, родителя обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении ПДД.
Данная программа способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
В рамках программы разработаны мероприятия по методической работе с классными руководителями, учителями – предметниками по подготовке и проведению занятий по правилам дорожного движения.
Цель программы: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи:
- предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
- выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
- воспитание грамотных участников дорожного движения,
- формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
- привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- Конституция РФ.
- Конвенция «О правах ребенка».
- Правила дорожного движения.
- Устав образовательного учреждения.
- Учебный план.
- Учебные программы.
- Положение об отряде юных инспекторов движения (ЮИДД)
Основные принципы реализации программы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”; чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т.д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия; дорожно-транспортного происшествия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
Принцип возрастной безопасности; у младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. Важно иметь в виду и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, лёгкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлечённостью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности; дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребёнка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания; реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только школьников, но и родителей.
Основные методы реализации программы:
- Внушение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по-разному.
- Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На дошкольников и младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребёнок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить, достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Осуждаются нарушения Правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
- Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог, значит, это можно делать, и они поступают так же. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка намного сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить ребенка положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
- Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
- Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Направления программы:
- Информационное – обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
- Развивающее – формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
- Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
- Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
- Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ
Тематические классные часы по Правилам дорожного движения
для учащихся 1-4 классов
№ | Темы занятий | Кол-во часов |
1 класс | ||
1 | Вводное занятие «Мы идём в школу». | 1 |
2 | Станица, где мы живём. Наша улица. | 1 |
3 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
4 | Общие правила перехода улиц и дорог. | 1 |
5 | Сигналы (жесты) регулировщика. | 1 |
6 | Дорожные знаки. | 1 |
7 | Где можно играть? | 1 |
8 | Мы — пассажиры. | 1 |
9 | Обобщающее занятие. | 1 |
2 класс | ||
1 | Основные правила поведения учащихся на улице, дороге. | 1 |
2 | Элементы улиц и дорог. | 1 |
3 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
4 | Правила перехода улиц и дорог. | 1 |
5 | Регулирование дорожного движения. | 1 |
6 | Дорожные знаки. | 1 |
7 | Обязанности пассажиров и пешеходов | 1 |
8 | Ответственность пешеходов за нарушение ПДД | 1 |
9 | Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах | 1 |
3 класс | ||
1 | Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты ПДД?» | 1 |
2 | Виды транспортных средств. Тормозной путь транспортных средств. | 1 |
3 | Правила дорожного движения. | 1 |
4 | Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. | 1 |
5 | Организация движения, технические средства регулирования движения. | 1 |
6 | Светофорное регулирование. | 1 |
7 | Дорожные знаки. | 1 |
8 | Железная дорога. | 1 |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
4 класс | ||
1. | Вводное занятие «Что я знаю о ПДД?» | 1 |
2. | Отряды юных инспекторов движения | 1 |
3. | История автомототранспорта и проблемы безопасного движения. | 1 |
4. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
5. | Предупредительные сигналы транспортных средств. | 1 |
6. | Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков. | 1 |
7. | Дорожная разметка и её предназначение. | 1 |
8. | Общие требования к водителям велосипедов. | 1 |
9. | Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на дорогах. | 1 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
1-4-х классов.
Знать:
- основные термины и понятия;
- общие положения Правил дорожного движения;
- правила перехода проезжей части на площадях, перекрёстках;
- правила посадки и высадки из общественного транспорта;
- правила поведения детей при перевозке их на грузовых автомобилях, в салонах легкового автомобиля.
Уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- пользоваться общественным транспортом;
- самостоятельно выбрать безопасный путь движения в той или иной местности.
Тематические классные часы по Правилам дорожного движения
для учащихся 5 — 8 классов.
№ | Темы занятий |
Кол-во часов |
|
5 класс | |||
1. | Вводное занятие. Правила движения — закон улиц и дорог. | 1 | |
2. | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1 | |
3. | Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. | 1 | |
4. | Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. | 1 | |
5. | Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог. | 1 | |
6. | Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. | 1 | |
7. | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». | 1 | |
8. | Правила езды на велосипеде. | 1 | |
9. | Итоговое занятие. Игра «Весёлый перекрёсток». | 1 | |
6 класс | |||
1. | Вводное занятие. Дорожно-транспортные происшествия. Причины ДТП. | 1 | |
2. | Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожная разметка, дорожные знаки. | 1 | |
3. | Правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров. | 1 | |
4. | Организация дорожного движения.. Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. | 1 | |
5. | Правила движения велосипедистов. Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 | |
6. | Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | 1 | |
7. | Труд водителя. | 1 | |
8. | Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. | 1 | |
9. | Итоговое занятие. Культура транспортного поведения и ответственность за нарушение ПДД. | 1 | |
7 класс | ||
1. | Россия — страна автомобилей. | 1 |
2. | Формы регулирования движения. Сигналы светофора и регулировщика. | 1 |
3. | Дорожные знаки. Дорожная разметка. | 1 |
4. | Правила перехода улиц, дорог, перекрёстков. | 1 |
5. | Причины ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 |
6. | Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи | 1 |
7. | Правила пользования пассажирским транспортом. | 1 |
8. | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 |
9. | Железная дорога. | 1 |
8 класс | ||
1. | Правила движения — закон улиц и дорог. | 1 |
2. | Дорожная азбука. | 1 |
3. | Регулирование движения транспортных средств. | 1 |
4. | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | 1 |
5. | Транспортные средства на улицах и дорогах | 1 |
6. | Правила пользования пассажирским транспортом. | |
7. | Велосипед и мопед. Правила перевозки пассажиров. | 1 |
8. | Проезд железнодорожных переездов. | 1 |
9. | Правила поведения при ДТП. Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
5 — 8 классов.
Знать:
- правила дорожного движения;
- группы знаков и их назначение, место установки;
- назначение дорожной разметки и её виды;
- правила безопасного поведения на улице, на дороге;
- правила пользования общественным и личным транспортом;
Уметь:
- самостоятельно определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
- пользоваться общественным транспортом;
- применять знания правил дорожного движения на практике.
Тематические классные часы по Правилам дорожного движения
для учащихся 9 – 11 классов
№ | Темы занятий |
Кол-во часов |
9 класс | ||
1 | Вводное занятие. Мы — пешеходы. | 1 |
2 | Элементы улиц и дорог. Перекрёстки и их виды. | 1 |
3 | Причины несчастий, происходящих с пешеходами. | 1 |
4 | Опасные ситуации по вине водителей. | 1 |
5 | Опасные ситуации по вине пешеходов. | 1 |
6 | Опасные ситуации, возникшие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения. | 1 |
7 | Внимание: пешеходы. | 1 |
8 | Шагаем по дороге. Выбор безопасных маршрутов. | 1 |
9 | Итоговое занятие. Тест. | 1 |
10 класс | ||
1 | Вводное занятие. Роль автомобильного транспорта в экономике города. | 1 |
2 | Регулирование движения. Сигналы регулировщика. Выполнение его сигналов. | 1 |
3 | Дорожные знаки. | 1 |
4 | Причины ДДТТ. Мероприятия, проводимые по их предупреждению. | 1 |
5 | Правила передвижения группами по населённому пункту. Выбор безопасных маршрутов. | 1 |
6 | Первая медицинская помощь при ДТП. | 1 |
7 | На загородной дороге. | 1 |
8 | Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте. | 1 |
9 | Правила перевозки пассажиров. Итоговое занятие | 1 |
11 класс | ||
1 | Основные понятия и термины правил дорожного движения | 1 |
2 | Перекрёстки и их виды. Правила поведения на перекрестках. | 1 |
3 | Дорожные знаки и их группы. | 1 |
4 | Правила пользования общественным транспортом Культура поведения. | 1 |
5 | Опознавательные знаки транспортных средств. | 1 |
6 | Применение специальных сигналов. | 1 |
7 | Правила пользования железнодорожным транспортом. Железнодорожный переезд. | 1 |
8 | ДТП. Их причины и последствия. | 1 |
9 | Оказание первой медицинской помощи. | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
9 — 11 классов.
Знать:
- правила дорожного движения;
- правила поведения на улицах и дорогах;
- основы первой медицинской помощи.
Уметь:
- применять свои знания правил дорожного движения на практике;
- оказать первую медицинскую доврачебную помощь.
План мероприятий по профилактике ДДТТ.
№ | Наименование и содержание работы
|
Сроки |
Ответственные |
1. | Ознакомление педагогического коллектива с нормативными и методическими документами по предупреждению ДДТТ. | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
2. | Обсуждение на заседания МО классных руководителей по организации профилактики ДДТТ | Август | Зам. директора по ВР |
3. | Разработка методического пособия по профилактике ДДТТ | По плану | Зам. директора по ВР |
4. | Обновление методического и дидактического материала на сайте школы | Регулярно | Зам. директора по ВР |
5. | Оформление стенда наглядной агитации по ПДД в школе | Сентябрь, январь | Преп. ОБЖ, зам. директора по ВР |
6. | Круглый стол: «Роль семьи в профилактике ДДТТ»
|
Ноябрь | Зам. директора по ВР |
7. | Выпуск бюллетеня для родителей «Детям – ваше внимание и заботу» | Октябрь | Преп. ОБЖ, зам. директора по ВР |
8. | Разработка и изготовление красочных схем безопасных маршрутов движения для начальных классов | Сентябрь-октябрь | Зам. директора по ВР |
9. | Организация работы родительских комитетов, других объединений родителей по профилактике ДДТТ. | В течение года | Зам. директора по ВР |
10. | Организация родительского всеобуча, родительского института по вопросам безопасного поведения детей на улицах и дорогах | В течение года | Зам. директора по ВР |
11. | Преподавание основ безопасного поведения на улицах и дорогах в рамках учебных дисциплин и факультативов | В течение года по плану | Зам. директора по ВР, классные руководители |
12. | Выступление агитбригады «Светофор»
|
Ежемесячно | Зам. директора по ВР, школьное самоуправление |
13. | Школьная линейка «Дорожные ситуации и детский травматизм» | Сентябрь, май | Преподаватель ОБЖ, зам. директора по ВР |
14. | Встреча с инспектором ГИБДД
|
По графику | Зам. директора по ВР |
15. | Соревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо»
|
По графику | Зам. директора по ВР, отряд ЮИД |
16. | Работа школьного отряда ЮИД | В течение года | Зам. директора по ВР |
17. | Разработка безопасных маршрутов учащихся в школу и домой | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
18. | Конкурс «Знай и соблюдай правила дорожного движения» | Январь | Зам. директора по ВР, школьное самоуправление |
19. | Выпуск тематических газет:
— «На школьных перекрестках»; — «Светофор», — «Для вас, юные велосипедисты», — «Зимняя дорога»; — «Азбука юного пешехода»; — «Законы улиц и дорог», — «Уходя на каникулы, помни…»
|
По плану:
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
20. | Работа агитбригады «Светофор» | В течение года | Руководитель агитбригады, зам. директора по ВР |
21. | Декада безопасности дорожного движения
— конкурс на лучшую сказку о трехглазом светофоре, — конкурс на лучший эскиз вымпела «Пешеход-отличник», — конкурс на лучший плакат по безопасности дорожного движения, — конкурс рисунков на асфальте «Красный, желтый, зеленый», — викторина «Веселый автомобиль», — практические занятия по безопасному поведению на улицах и дорогах — «Круглый стол» с участием родителей и работников Дорожной автоинспекции КВН «Зеленый огонек» — подведение итогов декады безопасности дорожного движения |
Сентябрь по графику | Зам. директора по ВР,
школьное самоуправление
|
22. | Работа постоянно обновляющейся выставки «Помни: правила дорожного движения | В течение года | Зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ, школьное самоуправление |