«Мыслить — глобально, действовать — локально».
Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
Цель программы – формирование экологической культуры школьников, целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
Задачи программы:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
- понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
- формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.
Принципы организации экологического воспитания:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.
Структура и содержание программы
Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс | Воспитательная работа | Дополнительное образование |
Научный уровень информации.
Системность излагаемой информации. Интеграция предметных знаний. Экологизация теоретического учебного материала. Практические работы, проектная деятельность учащихся. |
Тематические недели.
Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины Просветительская работа с учениками и родителями. Практическая работа на территории школы и станицы: субботники, высадка саженцев. |
Экскурсии, научно-исследовательская деятельность |
Виды деятельности школы по экологическому образованию и воспитанию.
№ | Вид деятельности | Мероприятия |
1. | Практическая деятельность | Создание детского экологического отряда «Юные друзья природы».
Организация деятельности «Зеленого патруля». Проведение ежегодных акций и операций «Кормушка», «Саженец», «Цветок», «Птичий домик», «Обустроим школьный двор». Организация экологических троп, ботанических эстафет, субботников. Работа учащихся на закрепленном за классом участке школы. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе. Поддержка движений за экологическую безопасность. Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю. |
2. | Научно-исследовательская деятельность | Участие школьников в научно-практических конференциях «Малой сельскохозяйственной академии» «Юниор» и др.
Выполнение учащимися под руководством учителя научно-исследовательских работ. Экологическая исследовательская и проектная деятельность учащихся. |
3. | Творческая деятельность | Дни природы, экологические недели, месячники;
Конкурсы, викторины, КВН на экологическую тематику. Конференции, фестивали; Проведение традиционного праздника осени, проводы зимы, встреча лета. Организация выставок «Конкурс осенних букетов», «Конкурс поделок из природного материала», «Природа и фантазия». Проведение тематических мероприятий: Междуна- родный день охраны озонового слоя; Всемирный день моря; Международный день рек; День защиты Земли; Международный день птиц. Выпуск стенгазет, буклетов, рисунков, по пропаганде бережного отношения к природе. Проведение конкурсов: «Самый зеленый кабинет»; «Самая чистая клумба»; «Знатоки природы». |
Предполагаемый результат деятельности.
Учащиеся осознают ценность духовной и материальной культуры, духовность человека, своего существования на планете Земля, необходимость её сохранения.
Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия по реализации Программы.
№ | Мероприятия | Классы | Сроки
|
Ответственные |
1. Организационные мероприятия.
|
||||
1. | Создание детского экологического отряда «Юные друзья природы» | 1-6 классы | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2. | Организация «Зеленого патруля» | 1-11 классы | Сентябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3. | Организация летней трудовой практики | 1-11 классы | Май-август
(по графику) |
Зам. директора по ВР, классные руководители
|
4. | Организация трудовых и экологических десантов и субботников, | 1-11 классы | По графику | Зам. директора по ВР, классные руководители
|
2. Познавательные мероприятия | ||||
1. | Тематические классные часы:
«Мы друзья природы», «Удивительное рядом» «Наш друг – лес» «Звери и птицы зимой» «Как мы помогаем природе» «О культуре поведения в природе» «Растения под нашей защитой» «Природа – наш общий дом» «Природа и искусство» «Спасем Землю для будущих поколений» |
1 классы 2 классы 3 классы 4 классы 5 классы
6 классы
7 классы
8 классы
9 классы 10-11 классы
|
По графику:
|
Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
2. | «Наш помощник – книга» — знакомство учащихся с книгами о природе в школьной библиотеке. | 1-4 классы | Сентябрь — экскурсия (посещение школьной библиотеки учащимися систематически)
|
Тураева И. В.
Классные руководители 1-4 классов. |
3. Творческая деятельность | ||||
1. | Конкурс экологических рисунков приуроченных к Всемирному дню защиты озонового слоя «Защитим Землю». | 2-6 классы | Сентябрь | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
2. | Выставка осенних букетов и поделок из природного материала: «Бал цветов» (приуроченного к Дню учителя) | 1-11 классы | Октябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
3. | Праздник «Есть в осени первоначальной…» | 9-11 классы | Октябрь | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
4. | Фото-конкур «Удивительное рядом» | 1-11 классы | Ноябрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
5. | Фото — конкурс «Эти забавные животные» (о домашних питомцах) | 1-11 классы | Декабрь | Зам. директора по ВР, классные руководители |
5. | Викторина «Охраняемые растения и животные Краснодарского края» | 8 классы | Декабрь | Зам. директора по ВР, классные руководители 4 классов. |
6. | Конкурс чтецов «Природе посвящаю!» | 3-5 классы | Январь | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
7. | Викторина «Знатоки природы» | 4 класс | Февраль | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
8. | Конкурс загадок, пословиц и поговорок о природе (с оформлением творческого материала) | 1-5 классы | Март | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
9. | Рефераты «Острые экологические проблемы в России и мире» | 9-11 классы | Январь | Зам. директора по ВР |
10. | Выпуск буклетов и стенгазет «Сохраним природу для будущих поколений». | 8-11 классы | Апрель | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления. |
4. Практическая деятельность | ||||
1. | Работа детского экологического отряда «Юные друзья природы» | 1-6 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
2. | Работа «Зеленого патруля» | 1-11 классы | В течение года | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления. |
3. | Акция «Кормушка» и «Домик для птиц» | 1-5 классы | Ноябрь-декабрь, март | Классные руководители, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
4. | Акция «Саженец» | 1-11 классы | Апрель | |
5. | Акция «Цветок» | 1-11 классы | Апрель-май | |
6. | Акция «Обустроим школьный двор»
|
1-5 классы | Весенние субботники | |
7. | Озеленение классного кабинета.
Конкурс «Самый зеленый кабинет» |
1-11 классы | В течение года
Май |
Классные руководители |
8. | Конкурс «Самая чистая клумба» | 1-11 классы | Ноябрь, май | Зам. по ВР, классные руководители |
9. | Выпуск школьной газеты «Экологический вестник» | 9-11 классы | Май | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления. |
10. | Участие школьников в научно-исследовательских конференциях | 9-11 классы | По графику | Зам. директора по УВР |
5. Внеклассные мероприятия | ||||
1. | Экологическая игра «Тропинки, тайны, голоса» | 1 -2 классы | Ноябрь (каникулы) | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды) |
2. | Экологическая игра «Тайны лесной тропинки» | 3- 4 классы | Январь (каникулы) | |
3. | Игра «Робинзоны» | 5-6 классы | Март (каникулы) | |
4. | Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю. | 1-11 классы | Мероприя —
тия на каникулах |
Классные руководители |
5. | Праздник «Всемирный день Земли» | 7-11 классы | Апрель | Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления |
6. | Проводы зимы «Широкая масленица» | 1-11 классы | Март | Зам. директора по ВР, классные руководители |
7. | Праздник «Здравствуй лето» (приуроченный ко Всемирному Дню защиты детей) | 1-7 классы | 1 июня | Зам. директора по ВР, классные руководители, представители школьного ученического самоуправления |