Мини-программа экологического воспитания школьников «Из множества планет Земли прекрасней нет»

 

 

                                                «Мыслить — глобально, действовать — локально».

 

Пояснительная записка

 

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
           Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

Цель программы  –  формирование экологической культуры школьников, целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

 

Задачи программы:

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
  • организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
  • усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума.
  • понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества;
  • формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе.

Принципы организации экологического воспитания:

  1. Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
    2. Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
    3. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
    4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Структура и содержание программы

 

Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов  по экологии, а также проведение интегрированных уроков:

 

Система экологического воспитания и образования в школе

 

Учебный процесс Воспитательная работа Дополнительное образование
 Научный уровень информации.

Системность излагаемой информации.

Интеграция предметных знаний.

Экологизация теоретического учебного материала.

Практические работы, проектная деятельность учащихся.

Тематические недели.

Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Просветительская работа с учениками и родителями.

Практическая работа на территории школы и станицы: субботники, высадка саженцев.

Экскурсии,            научно-исследовательская деятельность

 

Виды деятельности школы по экологическому образованию и воспитанию.

 

Вид деятельности Мероприятия
1. Практическая деятельность Создание детского экологического отряда «Юные друзья природы».

Организация деятельности  «Зеленого патруля».

Проведение ежегодных акций и операций «Кормушка», «Саженец», «Цветок», «Птичий домик», «Обустроим школьный двор».

Организация экологических троп, ботанических эстафет, субботников.

Работа учащихся на закрепленном за классом участке школы.

Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе.

Поддержка движений за экологическую безопасность.

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю.

2. Научно-исследовательская деятельность Участие школьников в научно-практических конференциях «Малой сельскохозяйственной академии» «Юниор» и др.

Выполнение учащимися под руководством учителя научно-исследовательских работ.

Экологическая исследовательская  и проектная деятельность учащихся.

3. Творческая деятельность Дни природы, экологические недели, месячники;

Конкурсы, викторины, КВН на экологическую тематику.

Конференции, фестивали;

Проведение традиционного праздника осени, проводы зимы, встреча лета.

Организация выставок «Конкурс осенних букетов», «Конкурс поделок из природного материала», «Природа и фантазия».

Проведение тематических мероприятий: Междуна-

родный день охраны озонового слоя; Всемирный день моря; Международный день рек; День защиты Земли; Международный день птиц.

Выпуск стенгазет, буклетов, рисунков, по пропаганде бережного отношения к природе.

Проведение конкурсов: «Самый зеленый кабинет»; «Самая чистая клумба»; «Знатоки природы».

 

Предполагаемый результат деятельности.

Учащиеся осознают ценность  духовной  и материальной культуры, духовность человека,  своего существования на планете Земля, необходимость её сохранения.

Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.

 

Мероприятия по реализации Программы.

 

Мероприятия Классы Сроки

 

Ответственные
1.     Организационные мероприятия.

 

1. Создание детского экологического отряда «Юные друзья природы» 1-6 классы Сентябрь Зам. директора по ВР, классные руководители
2. Организация «Зеленого патруля» 1-11 классы Сентябрь Зам. директора по ВР, классные руководители
3. Организация летней трудовой практики 1-11 классы Май-август

(по графику)

Зам. директора по ВР, классные руководители

 

4. Организация трудовых и экологических десантов и субботников, 1-11 классы По графику Зам. директора по ВР, классные руководители

 

2.     Познавательные мероприятия
1. Тематические классные часы:

 «Мы друзья природы»,

 «Удивительное рядом»

«Наш друг – лес»

«Звери и птицы зимой»

«Как мы помогаем

природе»

 «О культуре поведения в природе»

«Растения под нашей защитой»

«Природа – наш общий дом»

«Природа и искусство»

«Спасем Землю для будущих поколений»

 

 

1 классы

2 классы

3 классы

4 классы

5 классы

 

6 классы

 

7 классы

 

8 классы

 

9 классы

10-11 классы

 

По графику:

 

 

 

Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
2. «Наш помощник – книга» — знакомство учащихся с книгами о природе  в школьной библиотеке. 1-4 классы Сентябрь  — экскурсия (посещение школьной библиотеки учащимися систематически)

 

Тураева И. В.

Классные руководители 1-4 классов.

3.     Творческая деятельность
1. Конкурс экологических рисунков приуроченных к Всемирному дню защиты озонового слоя «Защитим Землю». 2-6 классы Сентябрь Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
2. Выставка осенних букетов и поделок из природного материала: «Бал цветов» (приуроченного к Дню учителя) 1-11 классы Октябрь Зам. директора по ВР, классные руководители
3. Праздник «Есть в осени первоначальной…» 9-11 классы Октябрь Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
4. Фото-конкур «Удивительное рядом» 1-11 классы Ноябрь Зам. директора по ВР, классные руководители
5. Фото — конкурс «Эти забавные животные» (о домашних питомцах) 1-11 классы Декабрь Зам. директора по ВР, классные руководители
5. Викторина «Охраняемые растения и животные Краснодарского края» 8 классы Декабрь Зам. директора по ВР, классные руководители 4 классов.
6. Конкурс чтецов «Природе посвящаю!» 3-5 классы Январь Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
7. Викторина «Знатоки природы» 4 класс Февраль Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
8. Конкурс загадок, пословиц и поговорок о природе (с оформлением творческого материала) 1-5 классы Март Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
9. Рефераты «Острые экологические проблемы в России и мире» 9-11 классы Январь Зам. директора по ВР
10. Выпуск буклетов и стенгазет «Сохраним природу для будущих поколений». 8-11 классы Апрель Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления.
4.     Практическая деятельность
1. Работа детского экологического отряда «Юные друзья природы» 1-6 классы В течение года Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
2. Работа «Зеленого патруля» 1-11 классы В течение года Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления.
3. Акция «Кормушка» и «Домик для птиц» 1-5 классы Ноябрь-декабрь, март Классные руководители, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
4. Акция «Саженец» 1-11 классы Апрель
5. Акция «Цветок» 1-11 классы Апрель-май
6. Акция «Обустроим школьный двор»

 

1-5 классы Весенние субботники
7. Озеленение классного кабинета.

 

Конкурс «Самый зеленый кабинет»

1-11 классы В течение года

 

Май

Классные руководители
8. Конкурс «Самая чистая клумба» 1-11 классы Ноябрь, май Зам. по ВР, классные руководители
9. Выпуск школьной газеты «Экологический вестник» 9-11 классы Май Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления.
10. Участие школьников в научно-исследовательских конференциях 9-11 классы По графику Зам. директора по УВР
5.     Внеклассные мероприятия
1. Экологическая игра «Тропинки, тайны, голоса» 1 -2 классы Ноябрь (каникулы) Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления (шефские отряды)
2. Экологическая игра «Тайны лесной тропинки» 3- 4 классы Январь (каникулы)
3. Игра «Робинзоны» 5-6 классы Март (каникулы)
4. Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю. 1-11 классы Мероприя —

тия на каникулах

Классные руководители
5. Праздник «Всемирный день Земли» 7-11 классы Апрель Зам. директора по ВР, представители школьного ученического самоуправления
6. Проводы зимы «Широкая масленица» 1-11 классы Март Зам. директора по ВР, классные руководители
7. Праздник «Здравствуй лето» (приуроченный ко Всемирному Дню защиты детей) 1-7 классы 1 июня Зам. директора по ВР, классные руководители, представители школьного ученического самоуправления

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *