Программа модернизации питания

                                            Утверждено:

                                                                                    директор МОАУ СОШ № 6

                                                                                    К.В. Коробова

                                                                                    ___________________

                                                                                    «___» ____________ 20 ___ г.

 

Программа  модернизации школьного питания

МОАУ СОШ № 6 на 2019 -2020 учебный год.

 

Проблема здоровья подрастающего поколения считается чрезвычайно важной во всем мире, так как оно является основным показателем благополучия общества и государства. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение которых приходится на школьный период. Дети страдают различными хроническими заболеваниями, нарушением осанки, повышенным давлением, плохим зрением, нарушениями в пищеварительной системе. Здоровье человека закладывается смолоду, когда процессы развития организма протекают наиболее интенсивно, и одним из важнейших факторов является рациональное питание.

Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровье сберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижение отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.

Исследования, проведенные во многих странах мира, показали, что отсутствие специальных программ, методик и средств для обучения детей здоровье сбережению, наряду с настойчивой рекламой быстрого питания, чипсов, сухариков, газированных напитков, ведет к формированию у детей вредных для здоровья привычек, бессистемного и бесконтрольного питания, которое зачастую приводит к нарушению обменных процессов в организме.

Обмен веществ лежит в основе жизнедеятельности человеческого организма и находится в прямой зависимости от характера питания.

В Законе РФ «Об образовании», сохранена обязанность образовательного учреждения, организовывать питание учащихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности (ст.51).

Для решения этой задачи был разработан план по совершенствованию качества организации школьного питания в школе, который предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.

Работу по сохранению здоровья учащихся проводит педагогический коллектив, работники столовой.

В школе действует программа организации и развития школьного питания, которая включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросам культуры питания, ее организации.

В начале каждого учебного года планируется работа по данному направлению, ведется работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой; создается комиссия над контролем за организацией и качеством питания, в состав которого входят директор школы, повар, член профсоюзного комитета школы.

Члены комиссии контролируют санитарно – гигиеническое состояние столовой, качество приготовления пищи, проведение бракеража приготовленных блюд.

Вопросы работы школы по улучшению питания учащихся рассматриваются на совещаниях при директоре, совещаниях классных руководителей, классных часах и родительских собраниях.

Задачи  по организации школьного питания

  1. Увеличение охвата горячим питанием учащихся  1-11-х классов школы.
  2. Совершенствование системы контроля качества и безопасности питания учащихся.
  3. Развитие и укрепление материально-технической базы школьной столовой
  4. Организация пропаганды среди учащихся и их родителей принципов рационального  здорового  питания. Воспитание культуры питания  и здорового образа жизни у школьников.
  5. Изучение вопроса о введении в школьный компонент базисного учебного плана интегрированного курса «Правильное питание» в рамках предметов «Окружающий мир», «Биология», «Основы безопасности жизнедеятельности».
  6. Формирование культуры здорового питания у детей и подростков

 

В школе ведутся следующие рабочие журналы:— бракеража готовой продукции;

— ведомость контроля рациона питания;

— бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;

— журнал здоровья (для поваров);

— журнал учета температурного режима холодильного оборудования.

В начале учебного года утверждается списочный состав учащихся  на получение питания.

Нормативная база по организации питания МОАУ СОШ № 6.

— Приказы «Об организации питания учащихся в 2019-2020 учебном году»;

— Приказ «О создании комиссии, контролирующей качество питания учащихся в 2019-2020 учебном году»;

— Функциональные обязанности ответственного по школе за организацию питания;

— Должностная инструкция повара;

— Должностная инструкция мойщика посуды;

— График работы столовой.

Организация деятельности комиссии,

контролирующей качество питания учащихся.

В своей деятельности комиссия руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской федерации, приказами и распоряжениями органов управления образованием, уставом и локальными актами образовательного учреждения. Состав комиссии выбирается на Совете школы на каждый учебный год. Работа комиссии осуществляется в соответствии с планом, согласованным с администрацией школы.

Результаты проверок и меры, принятые по устранения недостатков оформляются актами и рассматриваются на заседаниях комиссии с приглашением заинтересованных лиц. Заседание комиссии оформляется протоколом и доводится до сведения администрации ОУ.

Основные направления деятельности комиссии:

— осуществляет контроль:

— за соответствием рационов питания согласно утвержденному меню;

-за качеством готовой продукции;

-за санитарным состоянием пищеблока;

-организует и проводит опрос учащихся по ассортименту и качеству отпускаемой продукции;

-вносит предложения по улучшению обслуживания учащихся;

-оказывает содействие администрации школы в проведении просветительской работы среди учащихся по вопросам рационального питания;

-привлекает родительскую общественность, различные формы самоуправления общеобразовательного учреждения к организации и контролю питания учащихся.

Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье сберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования, обусловлена рядом объективных причин:

фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой де школьный период в развитии наилучший период в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Их решению посвящена подпрограмма «Питание», принятой Министерством Образования России. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация школы сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, то есть, чтобы полноценно развиваться, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в организованных коллективах, школах, то и полноценно питаться они должны здесь же.

Цель и задачи, реализации Программы.

Цель программы:

Создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного здорового питания и поиск новых   форм организации горячего питания.

Задачи  программы:

  1. Оснащение       современным оборудованием пищеблока школьной столовой;
  2. Организация образовательно – разъяснительной работы по вопросам здорового питания;
  3. Обеспечение соответствия школьного питания детей нормам и      стандартам, разработанным и рекомендованным Федеральной      службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  4. Создание условий для достижения как можно большего процента охвата горячим питанием обучающихся 1-11 классов.

В программе принимают участие:

Семья:                                                                                  

— организация контроля за питанием детей в школьной столовой;

— родительский комитет;

— представители Совета школы;

Администрация:  

— индивидуальные беседы;

— пропаганда санитарно-гигиенических знаний среди участников образовательного процесса;

Педагогический коллектив:  

— совещания;

— семинары;

— приобщение в кружки и секции;

— пропаганда здорового образа жизни;

Ожидаемые результаты реализации Программы.

Реализация мероприятий Программы позволит организовать 100%-ный охват детей, питающихся в школьной столовой, улучшить качество питания школьников и обеспечение его безопасности, использовать современное высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня.

 Основные направления реализации Программы.

  1. Создание благоприятных условий для организации рационального питания обучающихся;
  2. Укрепление и модернизация материальной базы помещений пищеблока образовательного учреждения;
  3. Развитие новых прогрессивных форм обслуживания и повышение культуры питания;
  4. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;
  5. Проведение систематической разъяснительной работы среди родителей (законных представителей) и обучающихся о необходимости горячего питания.

Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы.

Интегрирование в учебные предметы отдельных тем  по формированию культуры здорового питания у детей и подростков имеет большое  значение. Кроме того,  во внеурочное время, на классных часах  классными руководителями и ответственным за питание разработан цикл бесед, таких как,  «Разговор о правильном питании», «Правила приема пищи», «Здоровое питание – здоровый ребенок» и др.

  1. Примерное содержание тематических уроков по рациональному питанию в рамках различных учебных предметов.

 

Предмет Содержание занятия
Биология

 

Основные компоненты пищи, их значение.

Физиология, жевание, витамины и микроэлементы. Их значение для организма человека.

География

 

Национальные кухни и блюд. Продовольственная проблема в развивающихся странах мира.
ИЗО Рисунок «Что мы едим».
История Рассмотрение эпидемий голода, холеры и т.д. с позиции рационального питания, соблюдения мер гигиены.
Технология Обучение приготовлению блюд вкусной и здоровой пищи

Обучение правилам этикета за столом.

Литература

 

Обсуждение меню персонажей литературного произведения.
ОБЖ

 

Обсуждение продуктов питания, отрицательно влияющих на состояние здоровья. Приготовление еды в экстремальных ситуациях.
 Русский язык Диктант, изложение или сочинение на тему рационального питания, компонентов пищи или заболеваний, связанных с питанием.
Физика

 

Использование физических факторов (температура, измельчение и т.д.) для обработки пищи. Роль правильной обработки пищи (например, кипячения) для профилактики различных заболеваний.
Химия

 

Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье.

Белки, жиры, углеводы как компоненты пищи и их значение для организма.

 

  1. Мероприятия в плане воспитательной работы на 2019-2020 учебный год, направленные на просвещение школьников и родителей по основам правильного питания,  воспитание культуры питания и ответственности за свое здоровье.
1. Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.
1. Организационное совещание — порядок приёма учащимися завтраков и обедов; оформление списков на льготное питание;  сбор документов; график дежурства и обязанности учащихся в столовой. Август — Сентябрь Директор школы ответственная за питание
2. Совещание при директоре по вопросам организации и развития школьного питания. Сентябрь Директор школы
3 Заседание общественной группы по питанию с приглашением классных руководителей 1-11 классов по вопросам:

-охват учащихся горячим питанием;

— соблюдение сан. гигиенических требований;

-профилактика инфекционных заболеваний.

1 раз в четверть. Директор школы, ответственная за питание
4. Осуществление ежедневного контроля работы столовой администрацией школы, проведение целевых тематических проверок. В течение года Администрация школы, бракеражная комиссия
2. Совершенствование санитарного и материально-технического состояния

 столовых и пищеблока.

1. Эстетическое оформление зала столовой, стенды по школьному питанию Август-сентябрь Ответственная за питание
2. Приобретение мебели для обеденного зала столовой. По получению средств Администрация школы.
3. Работа с учащимися.
1. Опрос  учащихся,  с целью выявления заинтересованности школьников  в горячем обеде Сентябрь Ответственная за питание и классные руководители 1-11 классов
2. Классный час «Что значит: питаться вкусно и правильно?» Сентябрь Классные руководители
3. Классный час «Здоровье, красота и правильное питание» Октябрь Классные руководители 1-11 классов
4. Классный час «Режим дня и основы здорового питания школьников». Ноябрь Классные руководители 1-11 классов
5. Классный час «Витамины – источник здоровья». Декабрь Классные руководители 1-11 классов
6. Классный час «О вкусной и здоровой пище» Январь Классные руководители 1-11 классов
7. Классный час «Горячее питание – залог здоровья школьников» Февраль Классные руководители 1-11 классов
8. Классный час «Пищевые добавки и их отрицательное влияние на здоровье человека» Март Классные руководители 1-11 классов
9. Классный час «Неправильное питание – источник многих заболеваний» Апрель Классные руководители 1-11 классов
10. Внеклассное мероприятие  «Если хочешь быть здоров» Май Классные руководители 1-11 классов
11. Смотр-конкурс «Культура поведения учащихся в школьной столовой». Смотр-конкурс «Самый питающийся класс» Декабрь, март

 

 

Зам. директора по ВР вожатая  школы и ответственная за питание
12. Конкурс рисунков (1-5кл.) «Путешествие в страну здоровья». Сентябрь, апрель Учитель ИЗО
13. Конкурс стенгазет и плакатов (5-8кл.) «О вкусной и здоровой пище». Октябрь Учитель ИЗО
14. Освещение вопроса о рациональном питании на сайте школы Ноябрь, февраль  Зам. директора, ответственная за размещение информации на школьном сайте и отв. за питание.
15. Школьный конкурс фотографий «Фирменное блюдо моей семьи». Март Зам директора по ВР, классные руководители.

 

16. Проведение мониторинга отношения учащихся к организации горячего питания в школе. 2 раза  в год. Ответственная за питание
17. Просмотр видео фильма о здоровом питании Март Ответственная за питание
18. Цикл бесед «Азбука здорового питания». В течение года. Соц.педагог

Мед. работник

Кл. руководители.

19. Беседа с врачом о проблемах питания школьников. 2 раза в год Мед. работник школы зам. директора по ВР, отв. за питание.
4. Работа с педагогическим коллективом.
1. Обсуждение вопросов горячего питания на совещаниях, семинарах классных руководителей. По графику Директор школы и отв. за питание.
2. Ведение строгого учета детей по группам здоровья. Формирование групп здоровья по показателям. В течение года Медработник
3. Своевременное выявление учащихся, с заболеванием ЖКТ В течение года Медработник
4. Организация питания учащихся из малообеспеченных семей. В течение года Соц. педагог . отв. за питание.
5. Ведение пропаганды здорового питания. В течение года Классные руководители 1-11 классов, отв. за питание.
6. Осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания. В течение года Классные руководители
7. Пропаганда горячего питания среди родителей. В течение года Классные руководители
5. Работа с родителями.
1. Общешкольные родительские собрания 2 раза в год Зам.директора по ВР и отв. за питание.
2. Классные родительские собрания «Здоровое питание вашей семьи».  1 раз в год Классные руководители
3. Просветительская работа среди родителей о правильном и полноценном питании учащихся на родительских собраниях. По плану Классные руководители, от. за питание.
4. Изучение отношения родителей к организации горячего питания в школе (соц. опрос, анкетирование). 2 раза в год (сентябрь, апрель) Классные руководители, отв. за питание.
5. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отношения к ЗО, школьных конкурсов о правильном питании. В течение года Классные руководители, отв. за питание,  зам. директора по ВР.

 

 

Анализ и принятие мер по выполнению требований,  предъявляемых к  питанию,  позволит школе   достигнуть следующих результатов:

  1. Развить систему мониторинга состояния здоровья обучающихся.
  2. Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;
  3. Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;
  4. Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;
  5. Организовать работу обучающих семинаров по вопросам организации питания;
  6. Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
  7. Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;
  8. Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
  9. Увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой.
  10. Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
  11. В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:
  • рост учебного потенциала детей и подростков, их общего культурного уровня;
  • улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;
  • снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний  в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Нормативно-правовая база по организации питания.

Приказ об организации питания в школе на учебный год.

Приказ о создании бракеражной комиссии на учебный год.

Приказ о создании комиссии   по контролю над организацией питания обучающихся.

Функциональные обязанности ответственного по школе за организацию питания.

 

  1. Организация работы школьной столовой.

1) Режим работы столовой.

2) График питания учащихся в школьной столовой.

3) Дежурство учащихся и преподавателей на перемене.

 

  1. Организация работы по питанию.

1) Отчеты по организации питания (ежемесячно).

1) Мониторинг охвата учащихся питанием.

2) Акты проверки работы столовой.

4) График контроля по организации питания.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *