Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему: «А.П. Чехов. Слово о писателе. “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире»

 

Тема урока: А.П.Чехов. Слово о писателе. “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире.

Задачи урока:

-обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;

-расширить представления о многогранности А.П.Чехова как личности и его творчества;

-провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;

-сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;

-учить детей выразительному чтению и работе с словарями.

 

Ход урока

Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя с использованием мультимедийной презентации)

 

Изучение нового материала.

  1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.

80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели.

 

  1. История создания рассказа “Хамелеон”.

“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии , и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.

  1. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.

3.1. Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.

3.2. Вопросы по статье учебника.

-Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

— Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

— назовите лексическое значение слову «псевдоним»

 

  1. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.

-Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)

тельное чтение отрывка из рассказа со слов “Так ты кусаться окаянная” до слов “Чья собака, спрашиваю”?

— Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?

Правда и справедливость не имеют для полицейского надзирателя никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

-Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и виновнику скандала. Как это его характеризует?

-Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов?

-Подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию? Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

-Почему рассказ назван “Хамелеон”?

-Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?

Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, топо-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.

 

Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.

 

Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.

-Языковые и художественные особенности рассказа.

– Назначение детали в рассказе.(Вспомнить с учащимися определение детали).

В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима: новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина, «конфискованный» крыжовник, «говорящие» фамилии.

– Композиция рассказа.

Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.

 

– Речевая структура рассказа.

 

Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога – речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.

— Словарная работа: бакалейная лавка, дровяной склад, постановление.

 

 Подведение итогов урока.

  1. Задание на дом.

Письменный ответ на вопрос. (Почему рассказ назван “Хамелеон”?)

Прочитать рассказ “Злоумышленник”.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *