Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему: «Стихотворения русских поэтов ХIХ века о родной природе»

 

Цели:

1.Знакомство с жизнью и творчеством В.А. Жуковского, А.К. Толстого и И.А. Бунина о родной природе, о родном крае;

2.Развитие навыков анализа стихотворений, творческих способностей                                                 учащихся, развитие навыков работы в группах;

3.Воспитание любви к природе, а также к поэзии.

 

 Оформление и оборудование урока.

  1. На доске:

-тема урока, эпиграф, толкование искусствоведческих терминов:

пейзаж-картина природы;

колорит – сочетание красок, цветов в картине, их взаимосвязь и единство; композиция – взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй, соединение всех компонентов в единое целое;

-репродукции картин И.И.Левитана, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, портреты поэтов В.А.Жуковского, А.К. Толстого и И.А. Бунина.

2.Выставка художественной литературы “Певцы родной природы”.

3.Эпиграф урока.

Не то, что мните вы, природа:

                             Не слепок, не бездушный лик-

                             В ней есть душа, в ней есть язык…

(Ф.И.Тютчев.)

 

Ход урока.

 Беседа с учащимися.

— Ребята, любите ли вы читать стихи о природе? Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество  поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? (Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями)

Поочередно включается фрагмент из серии, например, «Звуки леса», затем фрагмент из «Времен года» Чайковского.

— Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? (В «Звуках леса» воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его  отношения к явлениям природы)

— Сходную цели имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.

 

— Известный поэт 20 века К. Бальмонт писал:

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры  в едином взоре,

Я властелин.

— Перечислите все объекты, о которых он говорит.

Каким одним словом можно их назвать?

— Да, именно о природе родной в стихотворениях поэтов XIX века мы и поговорим сегодня. Мы познакомимся со стихами трех поэтов (В.А. Жуковского, А.К.Толстого и И.А. Бунина), их биографией, попробуем проанализировать стихотворения, выявить языковые средства, их особенности, попробуем и свои силы в искусстве слова.

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников.

Русская пейзажная живопись XIX века богата именами выдающихся мастеров, большую часть своего творчества посвятивших изображению природы. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему. А как это по-своему? Постарайтесь понять.

Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.

В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте познакомимся с ними.

  1. II. Проверка домашнего задания

(Слово 1 группе учащихся) Выступление учащихся с презентацией  или газетой, по группам готовят биографию, стихотворения, анализ стихотворений. В.А.Жуковский «Приход весны».

— Перескажите «прозой» содержание этого стихотворения.

— С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души.)

— Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа)

-Какие человеческие чувства «Вплетаются » в содержание стихотворения?

Другой поэт писал: (А. К. Толстой)

Благословляю вас леса

Долины, нивы, горы, воды

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от краю и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мы всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить!

О, если б мог в мои объятья

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

Вот так связано у нас в России – наша природа, наша душа и православное принятие мира! Вот где Россия – едина и цельна – от последней былинки в поле до полноты христианской любви. – говорил русский мыслитель Ильин И. А. (Выступления 2 группы с презентацией  или газетой: биография, стихотворения, анализ стихотворений. А.К Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест»)

 III. Словарная работа

Благовест«благая весть», т.е. «добрая», «хорошая» весть – колокольный звон перед началом церковной службы.

Благостный – приносящий благо, приятный, успокаивающий.

Каяться – 1. исповедаться в грехах (откровенно рассказывать о них, чтобы очиститься)

  1. Сознатьсяся, признавать свою вину, ошибку.

Отрекаюсь – отказываюсь.

«Звон призывный через могилы» — рядом с храмом традиционно располагается кладбище.

IV.Анализ стихотворения «Замолкнул шум, гроза устала…»

— О чем это стихотворение? (Вечерний зимний пейзаж)

—  Какова его главная мысль?

(Призыв быть внимательным и бережным к природе)

—  Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («С новою враждою», «презрительной пятой»)

Учитель: Природа для известного поэта 19 века И.А. Бунина – целительна и благотворная сила, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразие и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним.

(Слово 3 группе: Выступление с презентацией  или газетой:биография, стихотворения, анализ стихотворений. И.А Бунин)

V.Творческая работа по группам

 I группа. Найти среди предложенных слов и словосочетаний рифмующиеся пары:

Три братца, зал, недаром, свет, узнал, стараться, приеду, товаром. Потом, одержим победу, дом, ответ, ( Три братца – стараться, зал – узнал, товаром – недаром, одержим победу – приеду, совет – ответ, дом — потом)

II группа. Составить четверостишье со словами рифмами на тему: «Зимний день за окном»

День – тень

Узоры – просторы

Солнце – оконце

Природа- погода

III. Домашнее задание: Вопрос  № 3 стр. 316

  1. IV. Комментирование оценок .