Цели:
1.Знакомство с жизнью и творчеством В.А. Жуковского, А.К. Толстого и И.А. Бунина о родной природе, о родном крае;
2.Развитие навыков анализа стихотворений, творческих способностей учащихся, развитие навыков работы в группах;
3.Воспитание любви к природе, а также к поэзии.
Оформление и оборудование урока.
- На доске:
-тема урока, эпиграф, толкование искусствоведческих терминов:
пейзаж-картина природы;
колорит – сочетание красок, цветов в картине, их взаимосвязь и единство; композиция – взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, от которой зависит весь его смысл и строй, соединение всех компонентов в единое целое;
-репродукции картин И.И.Левитана, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, портреты поэтов В.А.Жуковского, А.К. Толстого и И.А. Бунина.
2.Выставка художественной литературы “Певцы родной природы”.
3.Эпиграф урока.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть язык…
(Ф.И.Тютчев.)
Ход урока.
Беседа с учащимися.
— Ребята, любите ли вы читать стихи о природе? Как вы думаете, для чего они существуют? Зачем огромное количество поэтов и писателей посвящают природе свои произведения? (Это происходит потому, что природа неразрывно связана с нашей жизнью, и в литературе писатели сопровождают различные состояния души людей природными явлениями)
Поочередно включается фрагмент из серии, например, «Звуки леса», затем фрагмент из «Времен года» Чайковского.
— Есть ли в этих записях разница в восприятии природы? (В «Звуках леса» воспроизведены непосредственно звуки природы, а в пьесах Чайковского – восприятие этих звуков человеком, передача его отношения к явлениям природы)
— Сходную цели имеет и пейзажная лирика. Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.
— Известный поэт 20 века К. Бальмонт писал:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
— Перечислите все объекты, о которых он говорит.
Каким одним словом можно их назвать?
— Да, именно о природе родной в стихотворениях поэтов XIX века мы и поговорим сегодня. Мы познакомимся со стихами трех поэтов (В.А. Жуковского, А.К.Толстого и И.А. Бунина), их биографией, попробуем проанализировать стихотворения, выявить языковые средства, их особенности, попробуем и свои силы в искусстве слова.
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников.
Русская пейзажная живопись XIX века богата именами выдающихся мастеров, большую часть своего творчества посвятивших изображению природы. При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему. А как это по-своему? Постарайтесь понять.
Поэт, наблюдая за явлениями природы, передает свое мироощущение, настроение, отношение к миру и людям.
В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте познакомимся с ними.
- II. Проверка домашнего задания
(Слово 1 группе учащихся) Выступление учащихся с презентацией или газетой, по группам готовят биографию, стихотворения, анализ стихотворений. В.А.Жуковский «Приход весны».
— Перескажите «прозой» содержание этого стихотворения.
— С чем сравнивает поэт приход весны? (С жизнью души.)
— Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа)
-Какие человеческие чувства «Вплетаются » в содержание стихотворения?
Другой поэт писал: (А. К. Толстой)
Благословляю вас леса
Долины, нивы, горы, воды
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мы всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Вот так связано у нас в России – наша природа, наша душа и православное принятие мира! Вот где Россия – едина и цельна – от последней былинки в поле до полноты христианской любви. – говорил русский мыслитель Ильин И. А. (Выступления 2 группы с презентацией или газетой: биография, стихотворения, анализ стихотворений. А.К Толстой «Край ты мой, родимый край», «Благовест»)
III. Словарная работа
Благовест – «благая весть», т.е. «добрая», «хорошая» весть – колокольный звон перед началом церковной службы.
Благостный – приносящий благо, приятный, успокаивающий.
Каяться – 1. исповедаться в грехах (откровенно рассказывать о них, чтобы очиститься)
- Сознатьсяся, признавать свою вину, ошибку.
Отрекаюсь – отказываюсь.
«Звон призывный через могилы» — рядом с храмом традиционно располагается кладбище.
IV.Анализ стихотворения «Замолкнул шум, гроза устала…»
— О чем это стихотворение? (Вечерний зимний пейзаж)
— Какова его главная мысль?
(Призыв быть внимательным и бережным к природе)
— Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («С новою враждою», «презрительной пятой»)
Учитель: Природа для известного поэта 19 века И.А. Бунина – целительна и благотворная сила, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразие и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним.
(Слово 3 группе: Выступление с презентацией или газетой:биография, стихотворения, анализ стихотворений. И.А Бунин)
V.Творческая работа по группам
I группа. Найти среди предложенных слов и словосочетаний рифмующиеся пары:
Три братца, зал, недаром, свет, узнал, стараться, приеду, товаром. Потом, одержим победу, дом, ответ, ( Три братца – стараться, зал – узнал, товаром – недаром, одержим победу – приеду, совет – ответ, дом — потом)
II группа. Составить четверостишье со словами рифмами на тему: «Зимний день за окном»
День – тень
Узоры – просторы
Солнце – оконце
Природа- погода
III. Домашнее задание: Вопрос № 3 стр. 316
- IV. Комментирование оценок .