Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему: «А.П. Чехов. Слово о писателе. “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире»

 

Тема урока: А.П.Чехов. Слово о писателе. “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире.

Задачи урока:

-обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;

-расширить представления о многогранности А.П.Чехова как личности и его творчества;

-провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;

-сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;

-учить детей выразительному чтению и работе с словарями.

 

Ход урока

Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя с использованием мультимедийной презентации)

 

Изучение нового материала.

  1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.

80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели.

 

  1. История создания рассказа “Хамелеон”.

“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии , и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.

  1. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.

3.1. Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.

3.2. Вопросы по статье учебника.

-Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

— Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

— назовите лексическое значение слову «псевдоним»

 

  1. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.

-Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.)

тельное чтение отрывка из рассказа со слов “Так ты кусаться окаянная” до слов “Чья собака, спрашиваю”?

— Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств?

Правда и справедливость не имеют для полицейского надзирателя никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

-Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и виновнику скандала. Как это его характеризует?

-Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов?

-Подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию? Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

-Почему рассказ назван “Хамелеон”?

-Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?

Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, топо-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.

 

Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.

 

Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.

-Языковые и художественные особенности рассказа.

– Назначение детали в рассказе.(Вспомнить с учащимися определение детали).

В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима: новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина, «конфискованный» крыжовник, «говорящие» фамилии.

– Композиция рассказа.

Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.

 

– Речевая структура рассказа.

 

Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога – речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.

— Словарная работа: бакалейная лавка, дровяной склад, постановление.

 

 Подведение итогов урока.

  1. Задание на дом.

Письменный ответ на вопрос. (Почему рассказ назван “Хамелеон”?)

Прочитать рассказ “Злоумышленник”.