Курс по выбору для 9 класса «Введение в программирование» (9 класс)

Пояснительная записка

 

         Известно, что системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Процессы изучения и использования свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является программирование, проводимое на компьютерах. Компьютерные программы  могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и достаточно точно воспроизводить их поведение.

Таким образом, выделив ключевые слова, лежащие в основе системного подхода, а именно объект, система, информация, цель, модель, моделирование, программирование мы приходим к необходимости раскрытия и изучения этих понятий с использованием современных компьютерных технологий.

Учитывая все вышесказанное, в качестве основной из целей информатики можно выделить следующие:

  • Обучение системному подходу к анализу и исследованию структуры и взаимосвязей информационных объектов, которые являются моделями реальных объектов и процессов.

В 9-ом классе большое внимание уделяется исследованию. С этой целью учащиеся занимаются моделированием объектов, процессов, явлений из любых предметных областей в программной среде.

Таким образом, одной из сильнейших сторон информатики является ее интегративный характер. Используя идеологию системного подхода, можно изучать объекты и процессы из разных предметных областей, используя для этого современные компьютерные средства программирования. Следует отметить, продуктивный характер подобной деятельности, в основу которой заложена ориентация на исследование и творчество. При этом помимо развития системного мышления может быть достигнута не менее важная цель – закрепление знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах.

Цель курса – научить основам программирования, подробно рассматривая каждый этап программирования на примере большого количества задач. Основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы. В зависимости от типа задачи программирование проводится в системе языка программирования и табличном процессоре.

В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе мы относим знание общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации. Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами.

В соответствии с этим занятия делятся на теоретическую и практическую части. На теоретической части создаются компьютерные  алгоритмы решения задач. В ходе практических работ учащиеся пишут программы и проводят компьютерные эксперименты.

Программа курса «Основы пограммирования» для 9 классов рассчитана на 17 учебных часов: 7ч. отводится на теоретические занятия и 10ч. – на компьютерные эксперименты.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • Знать классы задач, ориентированные на программирование в том или ином процессоре;
  • Иметь представление о компьютерном конструировании;
  • Знать структуру построения программы;
  • Знать технологию работы в той или иной компьютерной среде;
  • Уметь составлять программы, осуществлять компьютерный эксперимент.

Касаясь методики обучения, следует сказать о необходимости активизации познавательной деятельности, расширения и разнообразия заданий творческого характера.

В целом же использование того или иного метода определяется характером учебного материала.

 

Календарно – тематической планирование курса

«Основы программирования»

 

Дата проведения Название темы Количество часов
Все-го Тео-рия Прак-тика
1.     Алгоритм и его формальное исполнение. 1 1
2.     Основные  типы алгоритмических структур 1 1
     3.Линейные алгоритмы 1 1
     4.   Разветвляющиеся алгоритмы 1 1
     5. Циклические алгоритмы 1 1
     6. Тип, ми значение перменной 2 1 1
      7. Присваивание 1 1
8. Команда ветвления 2 1 1
9. Команда цикла 2 1 1
10. Графические возможности языкаQBasic. 4 1 3
11.Подпрограммы. Зачетное занятие. 1 1
Итого: 17

 

 

Программное обеспечение курса

 

Операционная система Windows ХР, графический редактор Paint, текстовый процессор Word 2007, табличный процессор Excel 2007.

 

Методическое обеспечение курса

 

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс.(Материал для углубленного изучения) – М.: ЛБЗ, 2001.
  2. Информатика.7-9 класс. Задачник по программированию/Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2001