Тема урока: «Именем святой Екатерины»
Цель урока: показать роль Екатерины II в истории России и Краснодарского края, активизировать знания учащихся по истории родного края для формирования активной гражданской позиции.
Задачи: 1.Изучить факты, связанные с деятельностью Екатерины II.
2.Продолжать формировать навыки исследовательской работы учащихся.
3.Воспитывать чувство любви к своей малой Родине, бережное
отношение к историческим корням.
Учебное оборудование: карта Краснодарского края, атлас «История Кубани» карта «Россия в конце XVII-XVIIIвв.», мультимедийная презентация «Екатерина II»
Ход урока:
I.Организационный момент. Разделение на группы.
II.Стадия вызова.
1) Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя:
— Как большая полноводная река начинается из маленького источника, родника, так история Отечества начинается из её отдельных уголков. Мы живем в прекраснейшем и богатейшем крае — Краснодарском. Это и «житница России», и «здравница России», а сейчас,- и край, где высокими темпами развивается экономика. История нашей большой страны и нашего края очень тесно связаны между собой, и именно мы, жители каждой кубанской станицы и города, творим эту историю. За последние десятилетия общество потеряло много в родной истории. «Всё плохое, что случилось в последнее время, случилось потому, что в нашей душе не было тёплого чувства к родной земле»,- утверждает известный кубанский писатель и краевед Виктор Лихоносов. Кубанская история тесно связана с днём сегодняшним, и она не должна прерываться.
Сегодня на уроке мы поговорим о Великой правительнице – Екатерине II, о её вкладе в историю России и Кубани, о том, почему наша кубанская столица была названа в честь неё. Но прежде, давайте вспомним, как происходило её становление.
2) «Мозговой штурм»
Учитель предлагает составить схему-кластер (графическое изображение смыслового поля того или иного понятия) на слово «Екатерина II» и ответить на вопросы:
— Екатерина II была реформатором или продолжателем традиций?
— Какие необычные для русских царей черты, вы можете отметить в личности Екатерины II?
— Были ли реформы Екатерины II подготовлены предшествующим развитием?
Учащиеся излагают все слова, мысли и предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом. Учитель записывает на доске. Этот приём позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
III. Стадия осмысления.
Все учащиеся разбиты на три группы. Каждая группа работает с текстом, предложенным учителем.
1-я группа — «Политика просвещенного абсолютизма»
Текст: «Деятельность императрицы связана с европейским явлением второй половины XVIII в. — просвещенным абсолютизмом. Под ним понимаются идеология и политический курс ряда европейских монархов, направленные на улучшение жизнедеятельности общества и государства. Под воздействием философии эпохи Просвещения сложилось представление, что монарх способен провести реформы, повышающие благосостояние его подданных. Основным средством проведения реформ являлись законы, регламентирующие все стороны жизни общества. При этом мнение народа о реформах не играло определяющей роли. Считалось, что монарх лучше знает, что нужно народу.
ЕкатеринаII полагала, что Россия нуждается в преобразованиях, затрагивающих аппарат государственного управления, законы и сословия, крепостное право.
Сенат был разделен на шесть департаментов, ведавших определенным кругом дел, что повысило эффективность их рассмотрения, но зато снизило значение Сената в целом. Была проведена секуляризация церковного землевладения. При самодержавной форме правления государство не могло мириться с сохранением у церкви остатков самостоятельности. Теперь средства, получаемые с церковных земель, должны были поступать в государственную казну. Часть монастырей была закрыта.
По настоянию Екатерины гетманство на Украине было ликвидировано, а для управления создана специальная Малороссийская коллегия.
Екатерина II признавала отрицательное влияние крепостного права на моральное и экономическое состояние российского общества, но отменить его не решалась. Сначала она хотела подготовить дворян к ограничению крепостного права. С этой целью было организовано обсуждение вопроса о крепостном праве в Вольном экономическом обществе (основано в 1765 г.). Общество было призвано распространять новые знания о способах ведения хозяйства, обсудить вопрос о предоставлении крестьянину права владеть землей. На конкурс были представлены разные варианты решения крестьянского вопроса, от весьма радикальных (освобождение крестьян с землей) до умеренных (регламентация крестьянских повинностей).
О крепостничестве спорили и журналы. Инициатором полемики была сама Екатерина II, выступившая как анонимный издатель журнала «Всякая всячина». Императрица высмеивала различные пороки, присущие обществу того времени. Начинание императрицы нашло отклик. Причем журналы «Трутень» и «Живописец», издаваемые Н.И. Новиковым,критиковали в том числе и крепостничество.
Императрица пыталась путем создания новых законов достичь блага подданных, в которых были бы четко определены их права и обязанности. Создавать законы должны были сами подданные, выбрав своих депутатов для работы в составе Уложенной комиссии (в работе приняли участие представители всех сословий, кроме крепостных крестьян). В качестве руководства Екатериной был написан «Наказ» комиссии. Он включал в себя наиболее прогрессивные идеи своего времени» (Журавлева О.Н., Пашкова Т.И «История России», с262-263).
2-я группа- «Внешняя политика Екатерины»
Текст: «И во внешних сношениях и столкновениях Екатерина не стремилась подражать кому бы то ни было из своих предшественников и вместе с тем умела понять исконные задачи русской политики и потому была прямой подражательницей Петра. Мы видели, что из трех вопросов русской внешней политики, стоявших на очереди при Петре, — шведского, польского и турецкого — Петр разрешил только первый. Его ближайшие преемники не разрешили ни второго, ни третьего. Их разрешила Екатерина II, и хотя некоторые и думают, что ее решение произведено с ошибками, тем не менее у Екатерины нельзя отнять той чести, что она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Петр. Ко времени Екатерины задачи России состояли в том, чтобы взять у Турции Крым и северные берега Черного моря, иначе говоря, достигнуть на юге естественных географических границ империи. По отношению к Польше задачи России состояли в том, чтобы освободить православно-русское население Польши от католическо-польского владычества, т.е. взять у Польши старорусские земли и достигнуть с этой стороны этнографических границ русской народности. Екатерина счастливо исполнила все это: Россия при ней завоевала Крым и берега Черного моря и присоединила от Польши все русские области, кроме Галиции. В этом заключались важнейшие результаты внешней политики Екатерины, увеличившей народонаселение империи на 12 млн. душ; но этим не исчерпывалось ее содержание. …Зато императрицу могли радовать успехи против турок в войне 1768-1774 гг.. Несмотря на ряд политических затруднений, война со стороны России была ведена энергично. Русский флот обошел всю Европу, явился в Архипелаге, возмутил Морею против турок и одерживал над ними победы. Правда, он не мог, как было предположено, пройти в Черное море, ибо турки укрепили Дарданеллы; но эффект от блестящего морского предприятия получился полный как в Турции, так и в Европе. Не менее блестяще были победы Румянцева, перешедшего даже Дунай, и кн. Долгорукого, занявшего весь Крым. Мир 1774 г. дал России берега Черного и Азовского морей и сделал крымского хана независимым от Турции. Результатом этих условий явилось присоединение в 1783 г. Крыма. Таким образом, цель была достигнута: на юге приобретены естественные границы. 1774-м годом окончился первый, трудный и тревожный. период екатерининских войн. Сложные дипломатические комбинации, направленные против России во время этих войн, потеряли свою остроту и опасность. Военное могущество России было доказано и давало русской дипломатии весьма уверенный тон, высокое чувство собственного достоинства и сознание силы представляемого ею государства. У Екатерины и ее помощников (особенно у Г. А. Потемкина) росли грандиозные планы завоеваний, зрел так называемый «греческий проект». Он состоял в том, чтобы завоевать Турцию, которая казалась уже очень слабым государством, и на ее месте восстановить Греческую империю с русским правительством. История этого проекта, быть может, находится в связи с древнерусскими мечтами о взятии Царьграда и с планом турецкой войны Петра в 1711 г. Взятый же отдельно, греческий проект представляется блестящей мечтой, но невыполнимым делом; однако к этому делу шли приготовления: был занят Крым, колонизовался и устраивался Черноморский край (Новая Россия), заводился черноморский флот. Для действий против Турции Екатерина вступила даже в союз с Австрией и оставила союз с Пруссией»(Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории» часть 3).
3-я группа — «Дар Екатерины»
Текст: «Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург и 1 апреля 1792 года попала на прием к императрице. Прошение войска было уже составлено. В царские покои ведет белая мраморная лестница — жаль наступать. Вокруг все дорогое, тонко сделанное. В костюме казаков, напротив, во всем видна ширь. Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким, расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой, — все говорило о совсем иной, нежели во дворце, жизни: о беспокойной жизни на приволье.
В одном из залов велено было ждать. Перед выходом императрицы казаки стали на колени. В окружении свиты вошла Екатерина. Наружность ее была привлекательна и величественна. Историки напишут, что она никогда не теряла присутствия духа, умела понимать людей и влиять на них, славолюбие было основной чертой ее характера, хотя она по-настоящему дорожила величием России.
Казаки не сразу согласились подняться с колен. Благосклонно улыбаясь, царица взяла поднесенное ей войсковое прошение. Там, в частности, говорилось: «Нас войско во всегдашнее свое монаршее благоволение… приняв, для поселения нас на Тамани с окрестностями оной милостиво повелеть отвесть выгодные земли: и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостивую грамоту выдать». На приеме черноморцы сумели расположить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно. 30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казакам был подарен «остров Фанагория со всею землею, лежащею на правой стороне Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейскогогородка служили границею войсковой земли».
Мудрый дипломат, Антон Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Во время прощального приема Головатый сказал, обращаясь к императрице: «Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нем залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов».
Вернувшуюся из Санкт-Петербурга депутацию казаки встретили особо торжественно. Все благодарили Екатерину за оказанную милость. Отслужив благодарственный молебен, черноморцы по запорожскому обычаю долго палили из пушек и ружей. Потом пили за царское здоровье и гуляли, как прежде, бывало, гуляли в Сечи» («Родная Кубань», под ред. Ратушняка В.Н.).
Чтобы работа была эффективной, используется метод «пометки на полях»- учащиеся при чтении текста делают карандашом пометки на полях:
V — информация, уже известная учащимся;
+ — новая информация;
— — знал, но думал иначе;
? — непонятно и требует дополнительных сведений.
Затем группа составляет схему, и представитель каждой группы защищает у доски свою схему.
- IV. Стадия рефлексии.
— Переворот 1762 г. поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении. Нетрудно заметить, что внутренняя политика Екатерины II не стремилась возвратить русское общество к формам быта, существовавшим при Петре. Екатерина не подражала в этом Елизавете. Она желала широкой законодательной реформой поставить общественную жизнь России на общеевропейские основания и не могла осуществить своего плана: вместо общей реформы в русской жизни продолжали развиваться те явления, какие мы наблюдали в первой половине XVIII в. Однако, не подражая ни Петру, ни Елизавете, Екатерина еще менее подражала немецким правительствам, бывшим на Руси: при ней у дел стояли русские люди и интересы России понимались чисто по-русски. Екатерина была национальной государыней не менее,чем другие русские государи..
В наши дни изменяется отношение к истории. По инициативе губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачёва возрождаются утраченные святыни. Так, возрождён собор Александра Невского, памятник Екатерине II. По словам В.Лихоносова, «возвращение памятников будет служить преобразованию жизни. За этим последует возвращение к нравственным истокам. В этом же ряду стоит возвращение Краснодару его исторического названия — Екатеринодар. Это не зачеркивает никакую другую историю, просто восстанавливает справедливость, расчищает засоренный колодец»
Вы – наши старшеклассники, люди у которых уже практически сформированная жизненная и гражданская позиция. Уже завтра вам предстоит участвовать в жизни страны, выражать свое мнение по многим вопросам. Давайте представим себя участниками референдума о возвращении кубанской столице его исторического названия.
Проводится деловая игра «Референдум»
К доске приглашаются несколько учащихся — сторонников и противников возвращения городу его исторического названия. Каждая сторона должна поочерёдно выставлять веские, по её мнению, аргументы. После обсуждения проводится голосование, подсчитываются и оглашаются результаты.
- V. Итог урока. Подведение итогов. Вывод.
Учащиеся составляют синквейн о деятельности Екатерины II.
Екатерина II
Заботливая, просвещенная
Преобразует, наказывает, учит
Россия вышла на европейский уровень
Это замечательно!
Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока.
- Новые черты правительницы
- Екатерина — новатор или продолжатель традиций?
-Сегодня на уроке мы говорили о том, как важно помнить, знать свою историю, свои культурные корни, как тесно связаны между собой история и современность. Жизнь, которой мы живём, общество, которое мы строим и бережем, зависит от нас, от наших усилий. И поэтому, под ногами должна быть историческая почва.