«Именем святой Екатерины»

Тема урока: «Именем святой Екатерины»

 

Цель урока: показать роль Екатерины II в истории России и Краснодарского края, активизировать знания учащихся по истории родного края для  формирования  активной гражданской позиции.

 

Задачи:   1.Изучить факты, связанные с деятельностью Екатерины II.

2.Продолжать формировать навыки исследовательской работы учащихся.

3.Воспитывать чувство любви к своей малой Родине, бережное

отношение к историческим корням.

Учебное оборудование: карта Краснодарского края, атлас «История Кубани» карта «Россия в конце XVII-XVIIIвв.», мультимедийная презентация «Екатерина II»

 

Ход урока:

 I.Организационный момент. Разделение на группы.

II.Стадия вызова.

1) Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя:

— Как большая полноводная река начинается из маленького источника, родника, так история Отечества начинается из её отдельных уголков. Мы живем в прекраснейшем и богатейшем крае — Краснодарском. Это и «житница России», и «здравница России», а сейчас,- и край, где высокими темпами развивается экономика. История нашей большой страны и нашего края очень тесно связаны между собой, и именно мы, жители каждой кубанской станицы и города, творим эту историю. За последние десятилетия общество потеряло много в родной истории. «Всё плохое, что случилось в последнее время, случилось потому, что в нашей душе не было тёплого чувства к родной земле»,- утверждает известный кубанский писатель и краевед Виктор Лихоносов. Кубанская история тесно связана с днём сегодняшним, и она не должна прерываться.

Сегодня на уроке мы поговорим о Великой правительнице – Екатерине II, о её вкладе в историю России и Кубани, о том, почему наша кубанская столица была названа в честь неё. Но прежде, давайте вспомним, как происходило её становление.

2) «Мозговой штурм»

Учитель предлагает составить схему-кластер (графическое изображение смыслового поля того или иного понятия)  на слово «Екатерина II» и ответить на вопросы:

—  Екатерина II была реформатором или продолжателем традиций?

— Какие необычные для русских царей черты, вы можете отметить в личности Екатерины II?

— Были ли реформы Екатерины II подготовлены предшествующим развитием?

Учащиеся излагают все слова, мысли и предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом. Учитель записывает на доске. Этот приём позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

III. Стадия осмысления.

Все учащиеся разбиты на три группы. Каждая группа работает с текстом, предложенным учителем.

1-я группа — «Политика просвещенного абсолютизма»

Текст: «Деятельность императрицы связана с европейским явлением второй половины XVIII в.просвещенным абсолютизмом. Под ним понимаются идеология и политический курс ряда европейских монархов, направленные на улучшение жизнедеятельности общест­ва и государства. Под воздействием философии эпохи Просвеще­ния сложилось представление, что монарх способен провести реформы, повышающие благосостояние его подданных. Основным средством проведения ре­форм являлись законы, регламентирующие все сторо­ны жизни общества. При этом мнение народа о ре­формах не играло определяющей роли. Считалось, что монарх лучше знает, что нужно народу.

ЕкатеринаII полагала, что Россия нуждается в пре­образованиях, затрагивающих аппарат государственно­го управления, законы и сословия, крепостное право.

Сенат был разделен на шесть департаментов, ве­давших определенным кругом дел, что повысило эффективность их рассмотрения, но зато снизило значение Сената в целом. Была проведена секуляризация церковного землевладения. При самодержавной форме правления государство не могло мириться с сохранением у церкви остатков самостоятельности. Теперь средства, получаемые с церковных земель, должны были поступать в государственную казну. Часть монастырей была закрыта.

По настоянию Екатерины гетманство на Украине было ликвидировано, а для управления создана специальная Малороссийская коллегия.

Екатерина II признавала отрицательное влияние крепостного права на моральное и экономическое состояние российского общества, но отменить его не решалась. Сначала она хотела подготовить дворян к ограничению крепостного права. С этой целью было организовано обсуждение вопроса о крепостном праве в Вольном экономическом обществе (основано в 1765 г.). Общество было призвано распространять новые знания о способах ведения хозяйства, обсудить вопрос о предоставлении крестьянину права владеть землей. На конкурс были представлены разные варианты решения крестьянского вопроса, от весьма радикальных (освобождение крестьян с землей) до умеренных (регламентация крестьянских повинностей).

О крепостничестве спорили и журналы. Инициатором полемики была сама Екатерина II, выступившая как анонимный издатель журнала «Всякая всячина». Императрица высмеивала различные пороки, присущие обществу того времени. Начинание императрицы нашло отклик. Причем журналы «Трутень» и «Живописец», издаваемые Н.И. Новиковым,критиковали в том числе и крепостничество.

Императрица пыталась путем создания новых законов достичь блага подданных, в которых были бы четко определены их права и обязанности. Создавать законы должны были сами подданные, выбрав своих депутатов для работы в составе Уложенной комиссии (в работе приняли участие представители всех сословий, кроме крепостных крестьян). В качестве руководства Екатериной был написан «Наказ» комиссии. Он включал в себя наиболее прогрессивные идеи своего времени» (Журавлева О.Н., Пашкова Т.И «История России», с262-263).

2-я группа- «Внешняя политика Екатерины»

Текст: «И во внешних сношениях и столкновениях Екатерина не стремилась подражать кому бы то ни было из своих предшественников и вместе с тем умела понять исконные задачи русской политики и потому была прямой подражательницей Петра. Мы видели, что из трех вопросов русской внешней политики, стоявших на очереди при Петре, — шведского, польского и турецкого — Петр разрешил только первый. Его ближайшие преемники не разрешили ни второго, ни третьего. Их разрешила Екатерина II, и хотя некоторые и думают, что ее решение произведено с ошибками, тем не менее у Екатерины нельзя отнять той чести, что она поняла и счастливо закончила то, чего не успел закончить Петр. Ко времени Екатерины задачи России состояли в том, чтобы взять у Турции Крым и северные берега Черного моря, иначе говоря, достигнуть на юге естественных географических границ империи. По отношению к Польше задачи России состояли в том, чтобы освободить православно-русское население Польши от католическо-польского владычества, т.е. взять у Польши старорусские земли и достигнуть с этой стороны этнографических границ русской народности. Екатерина счастливо исполнила все это: Россия при ней завоевала Крым и берега Черного моря и присоединила от Польши все русские области, кроме Галиции. В этом заключались важнейшие результаты внешней политики Екатерины, увеличившей народонаселение империи на 12 млн. душ; но этим не исчерпывалось ее содержание. …Зато императрицу могли радовать успехи против турок в войне 1768-1774 гг.. Несмотря на ряд политических затруднений, война со стороны России была ведена энергично. Русский флот обошел всю Европу, явился в Архипелаге, возмутил Морею против турок и одерживал над ними победы. Правда, он не мог, как было предположено, пройти в Черное море, ибо турки укрепили Дарданеллы; но эффект от блестящего морского предприятия получился полный как в Турции, так и в Европе. Не менее блестяще были победы Румянцева, перешедшего даже Дунай, и кн. Долгорукого, занявшего весь Крым. Мир 1774 г. дал России берега Черного и Азовского морей и сделал крымского хана независимым от Турции. Результатом этих условий явилось присоединение в 1783 г. Крыма. Таким образом, цель была достигнута: на юге приобретены естественные границы. 1774-м годом окончился первый, трудный и тревожный. период екатерининских войн. Сложные дипломатические комбинации, направленные против России во время этих войн, потеряли свою остроту и опасность. Военное могущество России было доказано и давало русской дипломатии весьма уверенный тон, высокое чувство собственного достоинства и сознание силы представляемого ею государства. У Екатерины и ее помощников (особенно у Г. А. Потемкина) росли грандиозные планы завоеваний, зрел так называемый «греческий проект». Он состоял в том, чтобы завоевать Турцию, которая казалась уже очень слабым государством, и на ее месте восстановить Греческую империю с русским правительством. История этого проекта, быть может, находится в связи с древнерусскими мечтами о взятии Царьграда и с планом турецкой войны Петра в 1711 г. Взятый же отдельно, греческий проект представляется блестящей мечтой, но невыполнимым делом; однако к этому делу шли приготовления: был занят Крым, колонизовался и устраивался Черноморский край (Новая Россия), заводился черноморский флот. Для действий против Турции Екатерина вступила даже в союз с Австрией и оставила союз с Пруссией»(Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории» часть 3).

3-я группа — «Дар Екатерины»

Текст: «Казачья делегация прибыла в Санкт-Петербург и 1 апреля 1792 года попала на прием к императрице. Прошение войска было уже составлено. В царские покои ведет белая мраморная лестница — жаль наступать. Вокруг все дорогое, тонко сделанное. В костюме казаков, напротив, во всем видна ширь. Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким, расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой, — все говорило о совсем иной, нежели во дворце, жизни: о беспокойной жизни на приволье.

В одном из залов велено было ждать. Перед выходом императрицы казаки стали на колени. В окружении свиты вошла Екатерина. Наружность ее была привлекательна и величественна. Историки напишут, что она никогда не теряла присутствия духа, умела понимать людей и влиять на них, славолюбие было основной чертой ее характера, хотя она по-настоящему дорожила величием России.

Казаки не сразу согласились подняться с колен. Благосклонно улыбаясь, царица взяла поднесенное ей войсковое прошение. Там, в частности, говорилось: «Нас войско во всегдашнее свое монаршее благоволение… приняв, для поселения нас на Тамани с окрестностями оной милостиво повелеть отвесть выгодные земли: и на вечно спокойное потомственное онаго владения милос­тивую грамоту выдать». На приеме черноморцы сумели располо­жить к себе Екатерину, и через некоторое время решение об их переселении на кубанские земли было принято окончательно. 30 июня 1792 года Екатерина особой грамотой пожаловала Черно­морскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем. Казакам был подарен «остров Фанагория со всею землею, лежащею на правой стороне Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейскогогородка служили границею войсковой земли».

Мудрый дипломат, Антон Головатый ездил в Царское Село благодарить императрицу за оказанную черноморцам милость. Во время прощального приема Головатый сказал, обращаясь к императрице: «Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правовер­ной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволе­ния о нас, будет вечным для обитающих в нем залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопас­ность пределов».

Вернувшуюся из Санкт-Петербурга депутацию казаки встре­тили особо торжественно. Все благодарили Екатерину за оказан­ную милость. Отслужив благодарственный молебен, черноморцы по запорожскому обычаю долго палили из пушек и ружей. Потом пили за царское здоровье и гуляли, как прежде, бывало, гуляли в Сечи» («Родная Кубань», под ред. Ратушняка В.Н.).

 

Чтобы работа была эффективной, используется метод «пометки на полях»- учащиеся при чтении текста делают карандашом пометки на полях:

V — информация, уже известная учащимся;

+ —  новая информация;

—  —  знал, но думал иначе;

? —  непонятно и требует дополнительных сведений.

Затем группа составляет схему, и представитель каждой группы защищает у доски свою схему.

  1. IV. Стадия рефлексии.

— Переворот 1762 г. поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении. Нетрудно заметить, что внутренняя политика Екатерины II не стремилась возвратить русское общество к формам быта, существовавшим при Петре. Екатерина не подражала в этом Елизавете. Она желала широкой законодательной реформой поставить общественную жизнь России на общеевропейские основания и не могла осуществить своего плана: вместо общей реформы в русской жизни продолжали развиваться те явления, какие мы наблюдали в первой половине XVIII в. Однако, не подражая ни Петру, ни Елизавете, Екатерина еще менее подражала немецким правительствам, бывшим на Руси: при ней у дел стояли русские люди и интересы России понимались чисто по-русски. Екатерина была национальной государыней не менее,чем другие русские государи..

 

В наши дни изменяется отношение к истории. По инициативе губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачёва возрождаются утраченные святыни. Так, возрождён собор Александра Невского, памятник Екатерине II. По словам В.Лихоносова, «возвращение памятников будет служить преобразованию жизни. За этим последует возвращение к нравственным истокам. В этом же ряду стоит возвращение Краснодару его исторического названия — Екатеринодар. Это не зачеркивает никакую другую историю, просто восстанавливает справедливость, расчищает засоренный колодец»

Вы – наши старшеклассники, люди у которых уже практически сформированная жизненная и гражданская позиция. Уже завтра вам предстоит участвовать в жизни страны, выражать свое мнение по многим вопросам. Давайте представим себя участниками референдума о возвращении кубанской столице его исторического названия.

Проводится деловая игра «Референдум»

К доске приглашаются несколько учащихся — сторонников и противников возвращения городу его исторического названия. Каждая сторона должна поочерёдно выставлять веские, по её мнению, аргументы. После обсуждения проводится голосование, подсчитываются и оглашаются результаты.

  1. V. Итог урока. Подведение итогов. Вывод.

Учащиеся составляют синквейн о деятельности Екатерины II.

Екатерина II

Заботливая, просвещенная

Преобразует, наказывает, учит

Россия вышла на европейский уровень

Это замечательно!

Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока.

  1.     Новые черты правительницы
  2. Екатерина — новатор или продолжатель традиций?

 

-Сегодня на уроке мы говорили о том, как важно помнить, знать свою историю, свои культурные корни, как тесно связаны между собой история и современность. Жизнь, которой мы живём, общество, которое мы строим и бережем, зависит от нас, от наших усилий. И поэтому, под ногами должна быть историческая почва.