Урок гражданственности и патриотизма «Краснодар-Екатеринодар: история и современность» для 9-11 классов.

 

Цель урока: Активизировать знания учащихся по истории родного края для

формирования  активной гражданской позиции.

 

Задачи:       1.  Воспитывать чувство любви к своей малой Родине, бережное

отношение к историческим корням.

  1. Изучить факты, связанные с историей и современностью

краевого центра.

 

Учебное оборудование: карта Краснодарского края, атлас «История Кубани».

 

Ход урока:

  1. Стадия вызова.

а) Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово учителя:

— Как большая полноводная река начинается из маленького источника, родника, так история Отечества начинается из её отдельных уголков. Мы живем в прекраснейшем и богатейшем крае- Краснодарском. Это и «житница России», и «здравница России», а сейчас,- и край, где высокими темпами развивается экономика. История нашей большой страны и нашего края очень тесно связаны между собой, и именно мы, жители каждой кубанской станицы и города, творим эту историю. За последние десятилетия общество потеряло много в родной истории. «Всё плохое, что случилось в последнее время, случилось потому, что в нашей душе не было тёплого чувства к родной земле»,- утверждает известный кубанский писатель и краевед Виктор Лихоносов. Кубанская история тесно связана с днём сегодняшним, и она не должна прерываться.

Сегодня на уроке, на первом уроке в этом учебном году, мы поговорим об истории и современности главного города Кубани- Краснодара, узнаем, как тесно связана судьба города с судьбами его жителей и судьбой страны, обсудим его прошлое, настоящее и будущее.

б) «Мозговой штурм»

Учитель предлагает составить схему-кластер (графическое изображение смыслового поля того или иного понятия)  на слово «Краснодар».

Учащиеся излагают все слова, мысли и предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом. Учитель записывает на доске. Этот приём позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

  1. Стадия осмысления.

Можно использовать один из предложенных вариантов.

I вариант. Заранее подготовить трёх учащихся с сообщениями.

1-й учащийся- «История основания Екатеринодара»

2-й учащийся- « Екатеринодар-Краснодар в ХХ веке»

3-й учащийся- «Краснодар сегодня и завтра»

Подготовленные учащиеся выступают со своими сообщениями. Все учащиеся в классе разбиты на три группы по названиям сообщений. По ходу выступлений они делают свои пометки в тетрадях. После выступлений группам даётся время для составления по этому вопросу. Затем представитель каждой группы защищает у доски свою схему, комментируя каждое понятие.

II вариант. Учащиеся разбиты на три группы. Каждая группа работает с текстом, предложенным учителем.

1-я группа- «История основания Екатеринодара»

2-я группа- «Екатеринодар-Краснодар в ХХ веке»

3-я группа- «Краснодар сегодня и завтра»

Варианты текстов:

1-я группа- см. «Родная Кубань»(под ред. Ратушняка В.Н.) с.65-70

2-я группа-см. материалы к проведению урока гражданственности и патриотизма, приложение №1.

3-я группа-« Краснодар сегодня- крупнейший на Северном Кавказе центр культуры, образования, экономической деятельности. Краснодар-столица Краснодарского края, входящего в Южный федеральный округ. Территория, занимаемая городом, составляет 683 кв.км. Кубанская столица занимает выгодное экономико-географическое положение, располагаясь на транспортных магистралях, связывающих центр страны с южными портами.

Современный Краснодар- город в динамике. Он живёт и развивается стремительно. Краснодар- крупный сельскохозяйственный центр. Пригородный агропромышленный комплекс представлен более 30 сельхозпредприятиями и сотнями развитых крестьянских хозяйств, которые ежегодно производят тонны зерновых, овощей, мяса, молока и яиц. Краснодар-это и современный наукоград: здесь расположено 9 научно-исследовательских институтов. Их уникальные разработки  и ноу-хау в области сельского хозяйства известны и востребованы во всём мире.19 высших учебных заведений готовят специалистов практически по всем техническим и гуманитарным направлениям.

В Краснодаре успешно работает специальная долгосрочная программа поддержки и развития малого бизнеса и предпринимательства. Главная её задача — создать для малого бизнеса режим наибольшего благоприятствования.

В Краснодаре активно развиваются все отрасли городского хозяйства. Это, прежде всего, промышленность. Краснодар- город «хлебный», и неудивительно, что активными темпами развивается пищевая индустрия. Также высокими темпами развиваются предприятия машиностроения и металлургии. Краснодар несколько лет удерживает лидирующее положение в ЮФО по строительству жилья. Строительный комплекс города представлен 2,5 тыс. крупных и малых строительных организаций, которые внедряют прогрессивные технологии.

В последнее время  Краснодар, его бурно развивающаяся экономика, привлекает пристальное внимание бизнесменов со всего света. Немаловажно, что городские власти проводят политику «открытых дверей» для инвесторов и выражают готовность поддерживать и сопровождать ход инвестиционных проектов. Это делает бизнес здесь устойчивым и безопасным.

В последнее время Краснодар активно преображается, город всё больше приобретает особый столичный лоск. Здесь удивительно сочетаются колорит двухсотлетней истории с бурными преобразованиями современности. Перспективы города прописаны в Генеральном плане его развития. По прогнозам специалистов, к 2025 году в столице Кубани будет проживать свыше 1 млн. человек. Здесь вскоре появятся четыре новых жилых микрорайона, новые транспортные магистрали, многоуровневые развязки. В Краснодаре растут высотные здания, поднимаются корпуса новых предприятий и гипермаркетов, исчезают ветхие здания. А вот исторический центр, где сосредоточены памятники архитектуры и культуры, сохраняет свой особый лик казачьего градаЕкатеринодара»

Чтобы работа была эффективной, можно использовать метод «пометки на полях»- учащиеся при чтении текста делают карандашом пометки на полях:

V — информация, уже известная учащимся;

+ —  новая информация;

—  —  знал, но думал иначе;

? —  непонятно и требует дополнительных сведений.

Затем группа составляет схему, и представитель каждой группы защищает у доски свою схему. После защиты каждой группы демонстрируется видеофрагмент по теме.

1-й фрагмент: см. приложение №3, К-018;

2-й фрагмент: там же, И-0115;

3-й фрагмент: там же, К-06.

  1. Стадия рефлексии.

-Вы увидели, как изменялся наш город на протяжении десятилетий, какой трудной и мужественной, а порой, горькой и кровавой, была его судьба. В наши дни изменяется отношение к истории. По инициативе губернатора Краснодарского края А.Н.Ткачёва возрождаются утраченные святыни. Так, возрождён собор Александра Невского, памятник Екатерине II. По словам В.Лихоносова, «возвращение памятников будет служить преобразованию жизни. За этим последует возвращение к нравственным истокам. В этом же ряду стоит возвращение Краснодару его исторического названия — Екатеринодар. Это не зачеркивает никакую другую историю, просто восстанавливает справедливость, расчищает засоренный колодец»

Вы – наши выпускники, люди у которых уже практически сформированная жизненная и гражданская позиция. Уже завтра вам предстоит участвовать в жизни страны, выражать свое мнение по многим вопросам. Давайте представим себя участниками референдума о возвращении кубанской столице его исторического названия.

Проводится деловая игра «Референдум»

К доске приглашаются несколько учащихся- сторонников и противников возвращения городу его исторического названия. Каждая сторона должна поочерёдно выставлять веские, по её мнению, аргументы. После обсуждения проводится голосование, подсчитываются и оглашаются результаты.

  1. Итог урока. Подведение итогов. Вывод.

-Сегодня на уроке мы говорили о том, как важно помнить, знать свою историю, свои культурные корни, как тесно связаны между собой история и современность. Жизнь, которой мы живём, общество, которое мы строим и бережем, зависит от нас, от наших усилий. И поэтому, под ногами должна быть историческая почва.