Тема урока: Времена Гомера. Поэмы о людях и богах.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о целях, ходе и результатах Троянской войны, познакомить учащихся с основными героями поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Применяемые технологии на уроке (методы):
— «Мозговой штурм»;
— Проблемное обучение;
— Критического мышления (связь с имеющимися знаниями; получение новой информации; размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения);
Задачи:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории как к науке.
Предметные: овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития общества, развитие умений применять исторические знания для осмысления ступеней развития человеческого общества.
Метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать, обобщать, проявлять творчество при работе с заданиями различного типа, оценивать правильность решения учебной задачи.
Образовательная среда:
- Урок составлен на основе УМК издательства «Баласс»: М, 2012
- Учебник «Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс
- Презентация с иллюстративным рядом.
Ход урока:
- Организационный момент. Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настрой на рабочий лад.
- Стадия вызова. Актуализация знаний учащихся.
а) «Мозговой штурм». Учитель предлагает составить кластер на тему «Древнегреческие герои». Учащиеся излагают все слова, мысли и предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом. Учитель записывает их на доске. Составление кластера — это приём, который позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
— Определяем проблему урока (с.129 учебника). Сравните отношение к поэмам Гомера в современном обществе и в Древней Греции. Почему в Древней Греции оно было таким? В конце урока мы ответим на этот вопрос.
б) Проверка знаний учащихся.
— Объясните значение слов: первобытное общество и цивилизация.
— Каковы особенности крито-микенской цивилизации?
б) Формулирование темы урока:
— Вы готовы продолжить путешествие в Древнюю Грецию? А помогут нам ваши знания об истоках греческой культуры, потому что тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами поэта Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.
Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что — реальность.
3.Стадия осмысления.
а) Работа с презентацией «Троянская война». Учитель рассматривает основные понятия.
б) Физкультминутка
в) Работа с учебником (с.130) Учащиеся работают в трех группах с текстом учебника (1 группа – причины Троянской войны, 2 группа – поэма «Илиада», 3 группа – поэма «Одиссея»). Чтобы работа была эффективной, используем метод «пометки на полях» — учащиеся при чтении текста делают карандашом пометки на полях-
v- информация, уже известная учащимся;
+- новая информация;
— — знал, но думал иначе;
?- непонятно и требует дополнительных сведений.
Затем каждая группа представляет свой заполненный вариант листа самоконтроля.
4.Стадия рефлексии.
— А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока и сравним свой вывод с авторским.
— Какие поступки героев «Илиады» и «Одиссеи» считаются в поэмах хорошими, а какие – плохими?
— Отличается ли это от ваших представлений о таких поступках?
— Так почему же греки так почитали поэмы Гомера?
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Базовый уровень:
— Заполнить оставшиеся задания в листе самоконтроля.
Повышенный уровень:
— Подумайте и объясните происхождение и современный смысл выражений «яблоко раздора», «троянский конь», ахиллесова пята», «пройти между Сциллой и Харибдой».