Разработка урока: Времена Гомера. Поэмы о людях и богах.

Тема урока: Времена Гомера. Поэмы о людях и богах.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о целях, ходе и результатах Троянской войны, познакомить учащихся с основными героями поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Применяемые технологии на уроке (методы):

—        «Мозговой штурм»;

—        Проблемное обучение;

—        Критического мышления (связь с имеющимися знаниями; получение новой информации; размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения);

Задачи:

Личностные: формирование  коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории  как к науке.

Предметные:  овладение базовыми историческими знаниями, представлениями о закономерностях развития общества, развитие умений применять исторические знания для осмысления ступеней развития человеческого общества.

Метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать, обобщать, проявлять творчество при работе с заданиями различного типа, оценивать правильность решения учебной задачи.

Образовательная среда:

  1. Урок составлен на основе УМК издательства «Баласс»: М, 2012
  2. Учебник «Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс
  3. Презентация с иллюстративным рядом.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, создание положительного эмоционального фона, настрой на рабочий лад.
  2. Стадия вызова. Актуализация знаний учащихся.

а) «Мозговой штурм».  Учитель предлагает составить кластер на тему «Древнегреческие герои». Учащиеся излагают все слова, мысли и предложения, которые приходят на ум в связи с данным словом. Учитель записывает их на доске. Составление кластера — это приём, который позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.  

— Определяем проблему урока (с.129 учебника). Сравните отношение к поэмам Гомера в современном обществе и в Древней Греции. Почему в Древней Греции оно было таким? В конце урока мы ответим на этот вопрос.

б) Проверка знаний учащихся.

— Объясните значение слов: первобытное общество и цивилизация.

— Каковы особенности крито-микенской цивилизации?

б) Формулирование  темы урока:

— Вы готовы продолжить  путешествие в Древнюю Грецию? А помогут нам ваши знания об истоках греческой культуры, потому что тема нашего занятия связана с Троянской войной и героическими поэмами поэта Древней Греции Гомера “Илиада” и “Одиссея”.

Попытаемся выяснить, что в этих произведениях миф, а что — реальность.

3.Стадия осмысления.

а) Работа с презентацией  «Троянская война». Учитель рассматривает основные понятия.

б) Физкультминутка

в) Работа с учебником (с.130) Учащиеся работают в трех группах с текстом учебника (1 группа – причины Троянской войны, 2 группа – поэма «Илиада», 3 группа – поэма «Одиссея»). Чтобы работа была эффективной, используем метод «пометки на полях» — учащиеся при чтении текста делают карандашом пометки на полях-

v- информация, уже известная учащимся;

+- новая информация;

— — знал, но думал иначе;

?- непонятно и требует дополнительных сведений.

Затем каждая группа представляет свой заполненный вариант листа самоконтроля.

4.Стадия рефлексии.

А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока и  сравним свой вывод с авторским.

— Какие поступки героев «Илиады» и «Одиссеи» считаются в поэмах хорошими, а какие – плохими?

— Отличается ли это от ваших представлений о таких поступках?

— Так почему же греки так почитали поэмы Гомера?

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Базовый уровень:

— Заполнить оставшиеся задания в листе самоконтроля.

Повышенный уровень:

Подумайте и объясните происхождение и современный смысл выражений «яблоко раздора», «троянский конь», ахиллесова пята», «пройти между Сциллой и Харибдой».