Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему: «Гласные Е, И в суффиксах существительных –ЕК, -ИК»

 

Цели урока:

 

1.Познакомить учащихся с правописанием суффиксов существительных –ЕК, -ИК;

2.Научить учащихся правильно писать суффиксы ЕК, -ИК;

  1. Развивать умения сравнивать, обобщать;

4.Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся.

 

Ход урока:

1.Организационный момент.

 

Приветствие.

Слайд №1 Эпиграф к уроку.

 

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, кто грамматических не знает свойств и правил» А.П.Сумароков.

 

-Ребята, как вы понимаете смысл этих слов? (ответы учащихся)

Объявление целей урока, плана урока.

 

2.Повторение ранее изученного.

Слайд №2

1.Буквы Ч и Щ в суффиксах –ЧИК, -ЩИК (устная работа одного учащегося)

1)Кран починит водопровод..ик;

2)В тыл врага пойдет развед..ик;

3)Людей перевезет извоз..ик;

4)Дом построят камен..ики, бетон..ики, арматур..ики, стеколь..ики.

  1. Словарный диктант

(один учащийся работает у доски, остальные записывают в тетрадь)

Соревнование, тренер, гитара, вокзал, корзина, костюм, командир, салфетка, присутствовать, карниз, квартира, подражать, генерал, полотенце, великолепный, впечатление.

Проверка диктанта у ученика, работавшего у доски, остальные учащиеся оценивают собственные работы в тетрадях.

 

3.Объяснение нового материала.

Беседа с учащимися

— Давайте вспомним, в каком разделе русского языка изучается имя существительное?

-Какую часть речи мы называем именем существительным?

-При каких условиях в суффиксах существительных –ЕК, -ИК пишется гласная Е, а при каких условиях пишется гласная И мы сейчас и узнаем. Обратите внимание на слова:

Слайд №3

Карманчик – карманчика.

Горошек – горошка.

Мячик – мячика.

Овражек – овражка

В каком падеже стоят существительные во втором столбце? (родительный падеж)

 — Что произошло с гласными в суффиксах при склонении? (буква -и- осталась, -е- – выпала)

— Не заглядывая в учебник, сформулируйте правило: При каком условии пишется -е-, -и- в суффиксе? (спросить 2-3-х учащихся)

 — А теперь проверим, правильно ли вы сформулировали правило. Откроем учебник, параграф 45 на странице 105 (читает учащийся, несколько учащихся пересказывают правило, если кто из учащихся не понял тему, то понявший учащийся ему эту тему объясняет.

 

4.Закрепление изученного  материала.

1.По цепочке приглашаются учащиеся к доске, записывают под диктовку словосочетания, объясняя их написание:

Маленький грибочек, тонкий карандашик, небольшой кусточек, разноцветный мячик, душистый горошек, кленовый листочек.

 

ФИЗМИНУТКА

Слайд 4

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

Пять — руками помахать

Шесть — за стол тихонько сесть.

 

2.Самостоятельная работа — упражнение 251 (Слабоуспевающие учащиеся записывают и проверочные слова). По мере выполнения упражнения учитель проверяет и выставляет оценки.

 

5.Итоги урока.

-Чему вы научились на уроке?

-В каких случаях мы пишем суффикс –ЕК, а в каких — суффикс –ИК?

 

  1. Домашнее задание.

Параграф 45 выучить, упражнение 252

-Читаем задание.

-«Стол» как напишем? («столик»)

Выставление и комментирование оценок.

-Спасибо за урок!