Цели:
1.Познакомить учащихся с правилом правописания Е-И в корнях с чередованием;
2.Развивать умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание.
3.Повторить правописание букв О-А в корнях с чередованием.
Оборудование урока:
-Русский язык. 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др..– М., Просвещение, 2008.
— Компьютерная презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!
II.Повторение ранее изученного.
1)устная проверка домашнего задания (упр. 647)
2)Фронтальный опрос.
-Назовите морфологические признаки глагола.
-Каких видов бывают глаголы в русском языке?
-На какие вопросы отвечают глаголя совершенного вида? Приведите примеры.
— На какие вопросы отвечают глаголя несовершенного вида? Приведите примеры.
(Пока проводится фронтальный опрос, один учащийся выполняет работу у доски по карточке: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, подобрать, где возможно, проверочные слова.)
-Среди слов, написанных на доске, найдите те, в которых есть безударная проверяемая гласная в корне.
3)Работа с загадками.
Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают их, на слух определяют слова с чередующимися гласными в корне слова.
1)Не сеют, не сажают, а сами вырастают.(Волосы)
2)Меня били, колотили, мыли, сушили, потом сшили и на стол положили.(Скатерть)
(Учащиеся должны назвать слова: вырастают, положили и объяснить их написание).
III. Объяснение нового материала.
Слайд №1
Соб..ру Соб..рать
Зап..реть Зап..рать
Выт..реть Выт..рать
Зам..реть Зам..рать
Учитель читает стихотворение:
Жили-были две подружки,
Симпатичные вполне,
Две подружки-побегушки,
Буква И и буква Е.
Корни нескольких глаголов
Рады были их принять,
Только нужно было знать,
Как в них встать без лишних споров.
Но подружки не ругались,
Меж собой чередовались.
Скажет буква Е едва:
-Здесь за корнем суффикс –а-!
И без лишней кутерьмы
Примет корень букву И.
Если суффикс где-то бродит,
В корне место Е находит.
До сих пор живут согласно
Чередующиеся гласные.
После объяснения правила, вставляются согласные в корни.
Беседа по вопросам.
-Определите вид глаголов в первом и втором столбиках.
-Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
-В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е — И в корнях?
Чтение 113 параграфа учебника.
ФИЗМИНУТКА.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать писать (Читать).
- IV. Закрепление пройденного материала.
Слайд №2
Списать, вставить пропущенные буквы, определить часть речи, записать в тетради, обозначив орфограмму.
Неразб..риха Обт..рание
Отм..рание Выч..тание
Бл..стательный Заж..галка
Слайд №3
Выписать из пословиц слова с чередованием Е — И в корне, графически обозначить орфограмму:
-Собирай по ягодке, наберешь кузовок.
-Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.
-Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.
-Язык без ног, а далеко пробирается.
-Как вы понимаете смысл последней пословицы?
Слайд №4
Игра «Четвертый лишний»
1) Сложить, изложение, налагать, избираю.
2) Растение, росток, отрасль, запереть.
3) Лиса, блестят, смотреть, глазок.
- V. Итоги урока.
— Чему вы научились на уроке? Что узнали нового?
Выставление оценок с комментированием.
VI . Домашнее задание.
Параграф 113, упражнение 653. Пояснить выполнение.