Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы Е-И в корнях с чередованием»

 

Цели:

1.Познакомить учащихся с правилом правописания Е-И в корнях с чередованием;

2.Развивать умения самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание.

3.Повторить правописание букв О-А в корнях с чередованием.

Оборудование урока:

-Русский язык. 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др..– М., Просвещение, 2008.

 

— Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

 

I.Организационный момент.                                                                          

 

-Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

 

II.Повторение ранее изученного.

1)устная проверка домашнего задания (упр. 647)

2)Фронтальный опрос.

-Назовите морфологические признаки глагола.

-Каких видов бывают глаголы в русском языке?

-На какие вопросы отвечают глаголя совершенного вида? Приведите примеры.

— На какие вопросы отвечают глаголя несовершенного вида? Приведите примеры.

 

(Пока проводится фронтальный опрос, один учащийся выполняет работу у доски по карточке: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, подобрать, где возможно, проверочные слова.)

 

-Среди слов, написанных на доске, найдите те, в которых  есть безударная проверяемая гласная в корне.

3)Работа с загадками.

 

Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают их, на слух определяют слова с чередующимися гласными в корне слова.

1)Не сеют, не сажают, а сами вырастают.(Волосы)

2)Меня били, колотили, мыли, сушили, потом сшили и на стол положили.(Скатерть)

(Учащиеся должны назвать слова: вырастают, положили и объяснить их написание).

 

III. Объяснение нового материала.

Слайд №1

 

Соб..ру              Соб..рать

Зап..реть         Зап..рать

Выт..реть      Выт..рать

Зам..реть       Зам..рать

 

Учитель читает стихотворение:

 

Жили-были две подружки,

Симпатичные вполне,

Две подружки-побегушки,

Буква И и буква Е.

Корни нескольких глаголов

Рады были их принять,

Только нужно было знать,

Как в них встать без лишних споров.

Но подружки не ругались,

Меж собой чередовались.

Скажет буква Е едва:

-Здесь за корнем суффикс –а-!

И без лишней кутерьмы

Примет корень букву И.

Если суффикс где-то бродит,

В корне место Е находит.

До сих пор живут согласно

Чередующиеся гласные.

После объяснения правила, вставляются согласные в корни.

 

Беседа по вопросам.

-Определите вид глаголов в первом и втором столбиках.

-Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)

-В каких корнях пишется буква Е, а в каких – буква И? От чего зависит выбор Е — И в корнях?

Чтение 113 параграфа учебника.

 

ФИЗМИНУТКА.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ Раз, два, три, четыре, пять,

Мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели

И соседа не задели.

А теперь придется встать,

Тихо сесть, начать писать (Читать).

 

  1. IV. Закрепление пройденного материала.

Слайд №2

Списать, вставить пропущенные буквы, определить часть речи, записать в тетради, обозначив орфограмму.

Неразб..риха           Обт..рание

Отм..рание              Выч..тание

Бл..стательный       Заж..галка

 

Слайд №3

Выписать из пословиц слова с чередованием Е — И в корне, графически обозначить орфограмму:

-Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

-Кто раньше встает, тот грибки собирает, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

-Счастье тому бывает, кто в труде да в ученье ума набирает.

-Язык без ног, а далеко пробирается.

 

-Как вы понимаете смысл последней пословицы?

 

Слайд №4

Игра «Четвертый лишний»

1)      Сложить, изложение, налагать, избираю.

2)      Растение, росток, отрасль, запереть.

3)      Лиса, блестят, смотреть, глазок.

 

  1. V. Итоги урока.

— Чему вы научились на уроке? Что узнали нового?

 

Выставление оценок с комментированием.

 

VI . Домашнее задание.

 

Параграф 113,  упражнение 653. Пояснить выполнение.