Методическая разработка урока в 7 классе на тему: «Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми»

 

Цели урока:

1) дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;

2) вырабатывать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова;

3) воспитывать ответственность за результаты учебного труда.

 

 Оборудование урока:

1) медиапроектор;

2) карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, тесты;

3) Русский язык. 7 класс. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др..– М., Просвещение, 2008.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Запись даты и темы урока.

Объявление целей урока.

2.Повторение раннее пройденного материала.

Проверка знаний учащихся по теме: « Роль причастий в словосочетании»

Слайд №1

Найдите словосочетания, в которых причастие является зависимым словом:

1)Любимый всеми, связанный бабушкой

2)Решённая учеником, огороженный участок

3)Решённая задача, потерянное время

Найдите словосочетание, в котором причастие является главным словом:

1)Приобретённые знания, опрокинутое ведро

2) Сломленный невзгодами, запертая комната

3)Покрыто тучами, полностью одетый

 

 В это время трое учащихся выполняют задания по карточкам:

(карточки проверяются в конце урока)

Карточка №1

  1. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически их выбор:

В чернеющ_м лесу, шумящ_м потоком, о льющ-мся дожде, задымивш_юся речку, закрасневш_йся зари, у волнующ_гося озера,колеблющ_мся ветерком.

 

 

Карточка № 2

1.Вставить пропущенные буквы, объяснить графически

их выбор:

Поросш_м болотом, на раскачивающ_юся берёзу,

Сгибающ_хся колосьев, расстилающ_йся тучи, о

бушующ_м океане,осыпающ_йся листвы,

о хранящ_хся письмах, сражающ_мися отрядами.

 

Карточка №3

  1. Вставить пропущенные буквы, объяснить

графически их выбор:

В проснувш_мся лесу. За скачущ_м всадником, от расстилающ_гося озера, при льющ_мся свете, за расскинувш_мся городом,качающ_госяпарома, веселящ_йся молодёжи.

 

  1. Объяснение нового материала.

Беседа по вопросам

-Какую часть речи мы называем причастием?

-Как склоняются причастия?

— Каковы условия выбора окончаний в причастиях?

— Каким словом может быть причастие в словосочетании?

 

Учитель: Ребята, а у нас гости! (Инсценирование стихотворения)

 

Лиза: Кто высунул в калитку нос?

Вася:

Кто?! Злобный и рычащий пёс.

Вчера, стоявший на пути, он не давал мне в сад войти.

Любой, привязанный к столбу, вот так бы злился на судьбу.

Я косточку ему принёс.

И был облизан. Прямо в нос!

Учитель: Мы знаем, что причастие, как и глагол, может иметь при себе зависимые слова, но может и не иметь.  Причастие, не имеющее зависимых слов, называется одиночным, а причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом.

Учитель: А как вы думаете, легко увидеть в тексте причастный оборот?

Вася: Конечно, он же выделен запятыми.

Учитель: Да, здесь выделен. Но не всегда причастный оборот выделяется запятыми. Сегодня мы как раз и поговорим о правилах обособления причастного оборота. Посмотрите на примеры внимательно. Может быть, вы сможете сформулировать это правило.

Лиза: Причастный оборот не выделяется запятыми, если стоит перед определяемым словом, да? А если стоит после определяемого слова, то выделяется. Правильно?

Учитель: Всё правильно.  Здесь причастный оборот стоит перед определяемым словом и не обособляется. А здесь он стоит после определяемого слова и обособляется. Теперь у нас есть правило. А дальше мы будем учиться его применять. Вот текст. Прежде чем расставить в нём пропущенные запятые, найдём все причастия.

 

Слайд №2

Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. По скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене он ловко взобрался наверх и скрылся в тёмном провале окна.

 

Учитель: Эти слова – причастия. На это указывают их суффиксы и то, что они образовались от глагола. Как все причастия, эти слова обозначают признак предмета по действию. Каких же предметов? Давайте найдём определяемые ими слова.

 

 -Одетый в чёрное человек подошёл к дому скрывавшемуся в тени раскидистых платанов. Его внимание привлекла качающаяся створка окна на втором этаже. Он ловко взобрался по скрипучей деревянной лестнице кем-то приставленной к стене и скрылся в тёмном провале окна

Учитель: Причастия относятся к этим словам. От них мы задаем вопросы.

Теперь мы должны выяснить, какие слова относятся к причастиям. Благодаря тому мы нашли определяемые слова и обозначили границы причастных оборотов, значит мы легко найдем причастные обороты и обозначим их запятыми. (Расставляются знаки препинания)

 

Работа с учебником. Чтение правил на странице 31,33.

 

Физкультминутка

 

А теперь, ребята, встать,

 

Руки медленно поднять,

 

Пальцы сжать, потом разжать,

 

Руки вниз и так стоять.

 

Наклонились вправо, влево

 

И берёмся вновь за дело.

 

4.Закрепление изученного по теме. Отработка умения находить причастные обороты в предложениях.

 

Работа в группах.

1 группа( слабые  учащиеся). Упражнение № 72

2 группа. Упражнение№70

3 группа( сильные учащиеся). Выполнение теста по теме «Причастный оборот»

 

5.Итоги урока

-Чему вы научились на этом уроке?

— Дайте определение причастного оборота. Приведите примеры.

— Когда причастный оборот выделяется запятыми? Приведите примеры.

 

  1. Домашнее задание.

Домашнее задание: п.12, упр.73