МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Закрепление изученного».
Учитель МОАУ СОШ №6: Федотова И.А.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;
развивающая: способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;
воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедиааппаратура для презентации, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).
Ход урока
- 1. Организационный момент
- Актуализация знаний в начале урока
— Начнём урок с разминки.
Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий. (Слайд 1)
Берегите природу.
1)Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди новых домов – всё это принадлежит нам. 2)Мы хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов, естественно украшающих нашу прекрасную землю. 3)Но если мы хозяева, то, конечно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. 4)Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, чересчур большой букет лесных цветов, нередко приносимый с прогулки, выловленная молодь в реке – всё это удар по запасам природных богатств, а они не безграничны. 5)В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро, потому что тут каждое дерево – это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье, такое нужное каждому человеку.
6)Никакими законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины, что, нанося вред окружающей среде, мы тем самым наносим вред себе.
7)Природа – колыбель всего живого на земле, словно спрашивает: « Что делаешь ты, человек, чтобы сохранить мои богатства и красоту?»
Задания (устно):
- В каком слове правописание приставки определяется её значением – «близость расположения к чему-либо»(пригородных)
- Выписать из текста все причастия, определить их морфологические признаки (спиленный, затоптанный, приносимый, выловленная, окружающей).
- Верно ли утверждение, что в слове «вред» все согласные звуки звонкие? (нет, буква Д обозначает глухой звук Т
- Выписать из первого абзаца три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.
- Записать номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.
6.В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного? (безграничны)
7.. Сделать синтаксический разбор предложения 2 (у доски).
— Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение?
(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).
— Как вы понимаете высказывание А.П. Чехова «Знаки препинания служат нотами при чтении»? (Слайд 3)
(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).
- Целеполагание
— Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?
Формулировка темы. Повторение по теме «Обособленные члены предложения». (Слайд 2)
Постановка целей:
- повторить виды обособленных членов предложений;
- научиться ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
- отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.
- Фронтальный опрос.
- Какие члены предложения называются обособленными?
(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).
- Назовите известные вам обособленные члены предложения.
(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).
- Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?
(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).
- Что относится к обособленным обстоятельствам?
(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).
- Что такое уточняющие члены предложения?
( Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения).
- Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
- Практические задания учащимся (групповая работа)
Класс делится на четыре группы. Каждая группа выбирает консультанта.
— У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания.
Ваша задача – выполнить задания, применяя все теоретические знания и практические навыки, полученные при изучении темы «Обособленные члены предложения».
Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.
- Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)
(А. Толстой) (Слайды 4,5)
- Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов) (Слайды 6,7)
- Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными)) (Л. Леонов) (Слайды 8,9)
- 4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно(обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением). (Слайды 10,11)
- Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение). (Слайды 12,13)
Вывод (Делает консультант группы)
Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:
— относятся к личному местоимению;
— стоят после определяемого слова;
— стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.
Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания. (Слайд 14)
Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.
- Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).
- Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).
- Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).
- На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна
собралась ехать.
(Не хватает запятой после слова «утро» и после «хозяев», т.к. есть обстоятельство с предлогом несмотря на).
Вывод (Делает консультант группы)
Обособленные обстоятельства выделяются на письме, если это:
— одиночные деепричастия и деепричастные обороты;
— обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.
Задание 3 группы: собрать «рассыпавшиеся» предложения, расставить в них знаки препинания; рассказать об уточняющих членах предложения, используя материал задания. (Слайд 15)
Конструирование предложений.
Собрать «рассыпавшиеся» предложения
- Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
- Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
- Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.
- Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.
Ответ (Слайд 16)
- Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья
- Над лугом, в низине, поднялся туман.
- Некоторые языки, например английский, не имеют склонения.
- Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении.
- Тестовая работа
- Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены). (Слайд 17)
А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.
Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.
В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.
Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.
- Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений. (Слайд 18)
А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.
Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.
В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..
Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.
Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.
- В каком примере надо поставить запятую перед союзом как? (Слайд 19)
А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?
Б. Брат похож на отца как две капли воды.
В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.
Г.Камень мы использовали как стол.
Д. Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.
- Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания: (Слайд 20)
Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.
А – 1, 2, 3, 4
Б – 1, 2, 3, 4, 5
В – 1, 4, 5
Г – 1, 4.
5.Какая характеристика соответствует предложению? (Слайд 21)
Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.
1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом
- В каком предложении есть обособленное приложение? (Слайд 22)
1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.
- Домашнее задание
- Написать сочинение-миниатюру на тему «Весна пришла», используя предложения с обособленными членами.
- Рефлексия.
Беседа.
— Поделимся впечатлением о нашем уроке.
Задание 4 группы:
Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы.
1) Бормочет, остывая самовар. 2) Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом. 3) Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам пошёл дальше. 4) Данко бросился вперёд высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. 5) Ветер казавшийся слабым в лесу, в поле
дул сильнее. 6) Привлечённые светом бабочки прилетали и кружились возле фонаря. 7) Она, совсем измученная дорогой, не могла идти дальше. 8) Батальон, не замеченный противником зашёл в тыл и ворвался на вокзал. 9) Тимирязев замечательный ботаник открыл законы жизни растений. 10) Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.