Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как гимн любви и верности»

 

Технологическое сопровождение урока:

информационные технологии, ИКТ;

личностно-ориентированные  технологии;

технология воспитания духовной культуры;

технология педагогического сотрудничества;

 

Методы обучения: 

метод творческого чтения;

иллюстративный метод;

метод анализа и синтеза.

 

Цели:

 

  1. Образовательная:

— ввести учащихся в мир древнерусской повести о «Петре и Февронии Муромских»;

— показать жанровое своеобразие Повести…» как одного из средств создания образов Петра и Февронии;

— раскрыть образы святых Петра и Февронии;

— помочь учащимся понять взгляды, мораль, нравственность прошлых веков;

— показать непреходящую ценность любви как великой силы, возвышающей человека.

 

2.Развивающая:

— формировать навык вчитывания в подтекст произведения, умение цитировать;

—  развивать  аналитические способности уч-ся, логическое мышление, устную и письменную речь;

— совершенствовать навыки характеристики героев.

 

  1. Воспитательная:

— воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать;

— воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку;

— посредством музыки воспитывать эстетический вкус учащихся.

 

Оборудование урока:

-Литература. 7 класс. Часть 1. Автор-составитель В.Я. Коровина. – М., Просвещение, 2009.

 

— Компьютерная презентация к уроку.

— Выставка произведений древнерусской литературы и репродукций живописи (икон).

-Аудиозапись церковного песнопения.

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент.

 

Слово учителя.

 

— Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым жанром древнерусской литературы — повестью» Повесть о Петре и Февронии». Она написана в15 веке писателем публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, потом монахом. Это неединственное, но самое известное произведение. Сохранилось 150 списков «Повести…»

 

Психологическая  подготовка  к восприятию  произведения древнерусской литературы

 

— Многие из Вас, ребята, были в церкви. Давайте еще раз окунемся в эту святую тишину и всмотримся в лики святых.

 

Звучат церковные песнопения. Медленно чередуются с помощью мультимедийного оборудования репродукции образов древнерусской иконописи – Слайд 1-7

 

-Как вы думаете, изображение на иконах — это изображения реальных личностей, простых людей, которые жили когда-то или нереальных, вымышленных?

 

(Это обычные люди, но они были необыкновенны по отношению к окружающим людям, они обладали высоким чувством человеколюбия).

 

-Почему же они стали святыми? (Люди причислили их к лику святых, потому что они были   образцом  нравственных и духовных ценностей.)

 

-Кто такой святой? (Святой – это человек, посвятивший себя богу.)

 

  1. II. Объяснение нового материала

 

1)Проверка индивидуального домашнего задания №1. Историческая основа «Повести…»

 

— Кто является прототипом главных героев повести?

— И был, и есть в Русской земле красивый город Муром. Из него по преданию вышел былинный богатырь Илья Муромец. А  еще спустя сто лет в конце 12-начале13 века Муром прославили святые Петр и Феврония, в иночестве Давид и Евфросиния, Муромские чудотворцы.

«Повесть о Петре и Февронии» стала любимым чтением средневековых русичей. Она была написана после канонизации Петра и Феврониина Московском церковном соборе в 1547 году. Сохранилось 150  списков повести, в которых эта история излагается во множестве вариантов.

Жанр произведения определяется в заглавии: «Повесть…» Но повесть необычная, так как в ней тесно переплетаются элементы житийной литературы и фольклора. О близости к фольклору говорит вариативность повести, присутствие традиционных фольклорных жанров о герое-змееборце и мудрой деве, сказочные элементы (например, зачин). Но указание на конкретное место действия (Рязанская земля, г. Муром, село Ласково), на реальных исторических личностей говорит о том, что произведение имеет черты исторической повести. К тому же сюжет повести постепенно приобретает черты жития святых. Финал же повести — классический образец  житийной литературы.

Что такое житие святого?

 

2) Проверка индивидуального домашнего задания №2

 

-Житие святого — повествование о жизни святого, которое, обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как  правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти), а также особых свидетельствах Божьей благодати, которой был отмечен этот человек (например, прижизненные и посмертные чудеса). Жития пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного особой благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей(хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь благими побуждениями, мешали подвигу чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская).В жизни святой  набирается мудрости, проходит ряд испытаний, побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.

 

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — не каноническое житие. В композиции повести нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога. Повесть проникнута лиризмом, авторским сочувствием к героям, восхищением их душевной красотой и силой.

 

-Какова тема и идея повести?

 

Тема — история любви, преданности, самоотверженности.

 

Идея — показать идеал праведника, утверждение любви — великого чувства.

— изучая «Повесть о Петре и Февронии Муромских» мы знакомимся с новыми для вас словами, давайте узнаем, что они обозначают и запишем определения в тетрадь.

Слайд 8

 

Митрополит – в русской православной церкви священнослужитель высшей ступени, подчиняющийся главе церкви (патриарху).

«Великие Четьи –Минеи» — сборник житий всех святых православной церкви.

Благочестивый – человек, почитающий Бога, соблюдающий его заповеди.

Праведный, праведник —  святой, пребывавший не в монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни.

Иночество — буквально «уединённое, одинокое жительство», монашество; инок – православный монах.

Канонизация – причисление к лику святых.

 

III. Работа с текстом

1)Пересказ слабыми учащимися  «Повести…»

2)Беседа с классом.

— Какие признаки устного народного жанра вы обнаружили в «Повести…»?

(Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»

Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве.

Как и во всех сказках, есть сказочный герой — змей-искуситель.

По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает Зло: Пётр победил змея.

Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».

Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)

Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)

Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”))

 

-Какие черты повести присутствуют в произведении?

(исторически точны названия мест ; рассказана история бояр, погрязших в междоусобице;

детали быта:  описание покоев, врачевания, бортничанья, боярских пиров.)

-Назовите черты жития в этом произведении.

(автор прославляет святых, создавая идеальные образы.)

 

 -Обратимся к образу Петра. Вы знаете, ребята, что человек в литературе этого периода  либо положительный образ, либо отрицательный. Подходит ли под это утверждение образ Петра? Докажите.

 

(Нет. В нем есть и положительные и отрицательные черты. С одной стороны, он побеждает змея – оборотня,  ходит в церковь, молится,  терпит болезнь,  но с другой стороны,  решается на обман: не сразу  женился  на Февронии, хотя дал слово.)

 

-Что мешает ему поступить иначе?

 

(Гордыня – вот один из грехов, который не позволяет Петру поступить иначе. Он считает себя выше простой крестьянской девушки.)

 

-Кто же помогает исцелиться герою от этого недуга? (Феврония помогает Петру одержать победу над злом   в себе, а точнее,  сила любвиФевронии. )

 

-Какие качества, по мнению Февронии, нужны, чтобы излечиться? Найдите в тексте. (Добросердечие и невысокомерие)

 

-Быть невысокомерным, значит быть каким?  (Кротким, смиренным)

 

-Из рассказа о Петре она знает, что он сражался со змеем, а, значит, какой чертой характера он обладает? (Мужеством)

 

-Каковы же качества настоящего мужского характера, по мнению Февронии? (Мужество, добросердечие, кротость, смирение – настоящие качества мужского характера).

 

— Теперь поговорим о Февронии. С какой целью автор использует загадки в тексте? (Загадками испытывается мудрость сказочного героя.Автор в тексте использует для характеристики «мудрой девы».)

 

-Найдите в тексте ответ на первую загадку, на вторую, на третью.

 

— Что еще доказывает мудрость героини? (Она отводит неисполнимые требования Петра (сделать  из пучка льна сорочку, порты и полотенце)   такими же неисполнимыми требованиями, но уже со своей стороны (сделать из чурочки станок).Не помазала ему один струп.

 

-Значит какой чертой обладает Феврония? (мудростью).

-В этом же эпизоде мы обратили внимание на зайца. Заяц – трусливый зверь, а здесь он совсем не боится человека. Значит, Февронияспособна приручать зверей.

 

-О чем это говорит? (О какой черте характера это говорит? ) (О добросердечии)

 

-Значимым в этом эпизоде является и рукоделие Февронии. Для чего автор изобразил ее сидящей за ткацким станком? (Феврония ткала не случайно. Домовитых, трудолюбивых женщин и девушек  Древней Руси чаще всего можно было увидеть за прялкой или ткацким станком.Это говорит о трудолюбии, о том, что она хорошая хозяйка)

 

-Почему Феврония полюбила Петра, не видев его, т.к. они общались

через слуг? (Она обладает даром предвидения, и она знает, что князь Пётр ей суженый. Он обладает качествами настоящего мужскогох-ра- мужеством, добросердечием, кротостью и смирением)

-Какими еще качествами обладает Феврония? (Верой в бога, чудесным даром, верностью, кротостью, смирением)

 

— Значит каким качеством обладают и Петр, и Феврония? (способностью  любить)

 

-Чем Петр и Феврония заслужили звание святых? (Своей любовью и верностью . Они так любили друг друга, что просили  Бога, чтобы умереть в один день. И даже после  смерти оказались вместе в одном гробу.)

 

— Торжество веры, мудрости, добра и любви – вот основная идея повести. Своей жизнью Петр и Феврония  показали, каким должен быть человек, каким должна быть его жизнь. Посмотрите еще раз, сколько прекрасных нравственных качеств, которые передаются из века  в век, из поколения в поколение,  должно быть в человеке. Давайте и мы  будем стараться жить так, чтобы хоть немножечко стать похожими на этих святых людей. А помочь в этом смогут книги, которые вы видите на нашей выставке. В них вы найдете не только повесть о Петре иФевронии, но и рассказы о жизни других святых православной церкви.

8 июля Православная  церковь чтит  святых  Петра и Февронию и именно этот день считают   днем влюбленных в православии.  В 2008 году этот день был объявлен днем семьи, любви и верности, а ромашка стала символом этого праздника. Немало людей совершают паломничество в Муром, чтобы поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

 

  1. IV. Итоги урока.

-А в заключении нашего урока послушайте замечательную песню Марка Тишмана, которая стала гимном Петру и Февронии.

(Звучит песня «Петр и Феврония»)

 

  1. V. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение  (4-5 предложений) на тему «Чему учат нас герои древнерусской повести о Петре и Февронии».