Методическая разработка урока-викторины «В гостях у сказки» для учащихся 5 класса

 

Цели:

1.Обобщить знания учащихся о прочитанных сказках.

 

2.Привить любовь к книгам на примере детских сказок.

 

 

Оборудование:

 

Иллюстрации к сказкам.

CD диск с песней «В гостях у сказки»

Шкатулка.

 

 

Ход урока.

 

  1. Сообщение темы урока.

 

— Тема нашего урока посвящена сказкам. Тем сказкам, с которыми вы знакомились на предыдущих уроках.

-Какой жанр фольклора мы называем сказкой?

(занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)

— Чем же отличается сказка от других произведений?

(В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычные приключения.)

— На какие 2 группы можно разделить сказки?

(Народные и авторские или литературные)

— Каких писателей-сказочников вы можете назвать?

(Пушкин, Чуковский, Андерсен, Маршак, Киплинг, Перро)

— Какие главные законы в сказках?

 

(Добро побеждает зло, герой добрый, отзывчивый, обязательно нарушает запрет, приключения героев повторяются три раза.)

 

— На какие группы делят все сказки?

 

(Волшебные, бытовые, о животных)

-Какова структура сказок?

(В сказках есть присказка, зачин, основное содержание, концовка)

 

  1. Повторение изученных на уроках и прочитанных ранее сказок.

 

 

— Мы многое узнали о сказках. Но, тем не менее, каждый из вас любит смотреть и слушать даже знакомые всем сказки. Сегодня вам предоставляется возможность побывать на сказочном уроке. Для этого необходимо быть внимательным и правильно отвечать на поставленные вопросы. За каждый верный ответ вы получаете жетон. По количеству жетонов будет выявлен победитель.

 

Первый конкурс  «Угадай из какой сказки»

 

— Я читаю вам отрывки из сказок.

 

 — Вспомните: из каких они сказок, кто автор,

 

     а)       к какой группе их можно отнести

 

     б)      какая главная мысль этого произведения.

 

1) — Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!

Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.

Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу

(  «Царевна-лягушка»  Русская  народная  сказка)

 

 

2)   Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.

 

(«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Русская  народная  сказка)

 

3) (Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками.

(«12месяцев»  С.Я.Маршак)

 

 

4)  Пошел журавль – тяп – тяп! Семь верст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля? – «Дома». – Выдь за меня замуж».

(«Журавль и цапля» Русская  народная  сказка)

 

5)   Пришел барин домой и говорит жене: «Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла…»

(«Солдатская шинель» Русская  народная   сказка)

 

6)     Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. — Дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со  двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу да заигралась, загулялась.

 

(« Гуси-лебеди» Русская  народная  сказка)

 

Второй конкурс «Сказочные фразы».

 

— Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.

 

В некотором царстве…(в некотором государстве).

По щучьему велению…(по моему хотению).

Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).

Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).

И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).

Стали они жить — поживать…(и добра наживать).

 

 

Третий конкурс «Удивительные превращения».

 

В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

 

Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).

 

Гадкий утёнок (в лебедя).

 

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).

 

Братец Иванушка (в козлёнка).

 

Василиса Прекрасная (в лягушку).

 

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).

 

Старуха и её дочь в сказке «Двенадцать месяцев» (в собак)

 

Четвёртый конкурс «Невидимка».

 

(звучит песня «В гостях у сказки»)

 

 Загадки про сказочных героев.

 

1)      Он пиявок добыл,

 

Карабасу продавал,

 

Весь пропах болотной тиной,

 

Его звали…(Буратино – Дуремар).

 

2)      В Простоквашино он жил

 

И с Матроскиным дружил.

 

Простоват он был немножко.

 

Звали пёсика…(Тотошка – Шарик).

 

3)      Он гулял по лесу смело.

 

Но лиса героя съела.

 

На прощанье спел бедняжка.

 

Его звали…(Чебурашка – Колобок).

 

4)      Бедных кукол бьёт и мучит,

 

Ищет он волшебный ключик.

 

У него ужасный вид,

 

Это доктор…(Айболит – Карабас).

 

5)      И красива, и мила,

 

Только очень уж мала!

 

Стройная фигурочка,

 

А зовут…(Снегурочка – Дюймовочка).

 

6)      Потерял он как-то хвостик,

 

Но его вернули гости.

 

Он ворчлив, как старичок,

 

Этот грустный…(Пятачок – ослик Иа).

 

7)      С голубыми волосами

 

И огромными глазами,

 

Эта куколка — актриса,

 

И зовут её… (Алиса – Мальвина).

 

8)      Это что за очень странный

 

Человечек деревянный?

 

На земле и под водой

 

Ищет ключик золотой.

 

Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).

 

 

 Пятый конкурс «Сказочная  шкатулка»

 

— Задание – по описанию  предмета  отгадать, что  находится  в  шкатулке.

 

1) С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла.)

 

2)Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)

 

3) С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна-лягушка».)

 

4)Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья”.)

 

5) В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с ее дочкой. (Цветы. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)

 

6)Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто ее автор. (Мочалка. К. И. Чуковский «Мойдодыр».)

 

III. Дом. Задание:   сочинить свою собственную сказку.

 

  1. Итог урока.

 

— Ребята, что мы повторили на уроке?

— А что узнали нового?

— А что вам особенно понравилось?

 

Используемая литература.

  1. Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: «Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.