Цели:
1.Обобщить знания учащихся о прочитанных сказках.
2.Привить любовь к книгам на примере детских сказок.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам.
CD диск с песней «В гостях у сказки»
Шкатулка.
Ход урока.
- Сообщение темы урока.
— Тема нашего урока посвящена сказкам. Тем сказкам, с которыми вы знакомились на предыдущих уроках.
-Какой жанр фольклора мы называем сказкой?
(занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях)
— Чем же отличается сказка от других произведений?
(В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычные приключения.)
— На какие 2 группы можно разделить сказки?
(Народные и авторские или литературные)
— Каких писателей-сказочников вы можете назвать?
(Пушкин, Чуковский, Андерсен, Маршак, Киплинг, Перро)
— Какие главные законы в сказках?
(Добро побеждает зло, герой добрый, отзывчивый, обязательно нарушает запрет, приключения героев повторяются три раза.)
— На какие группы делят все сказки?
(Волшебные, бытовые, о животных)
-Какова структура сказок?
(В сказках есть присказка, зачин, основное содержание, концовка)
- Повторение изученных на уроках и прочитанных ранее сказок.
— Мы многое узнали о сказках. Но, тем не менее, каждый из вас любит смотреть и слушать даже знакомые всем сказки. Сегодня вам предоставляется возможность побывать на сказочном уроке. Для этого необходимо быть внимательным и правильно отвечать на поставленные вопросы. За каждый верный ответ вы получаете жетон. По количеству жетонов будет выявлен победитель.
Первый конкурс «Угадай из какой сказки»
— Я читаю вам отрывки из сказок.
— Вспомните: из каких они сказок, кто автор,
а) к какой группе их можно отнести
б) какая главная мысль этого произведения.
1) — Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул Иван-царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал.
Положил каравай на золотое блюдо, понес к отцу
( «Царевна-лягушка» Русская народная сказка)
2) Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к калиновому мосту. По всему берегу лежат кости человеческие. Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
(«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» Русская народная сказка)
3) (Королева издаёт приказ о том, чтобы к Новому году была доставлена во дворец полная корзина подснежников, за что обещает наполнить корзину золотом. Злая мачеха отправляет падчерицу в зимний лес за подснежниками.
(«12месяцев» С.Я.Маршак)
4) Пошел журавль – тяп – тяп! Семь верст болото месил; приходит и говорит: «Дома ли цапля? – «Дома». – Выдь за меня замуж».
(«Журавль и цапля» Русская народная сказка)
5) Пришел барин домой и говорит жене: «Какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла…»
(«Солдатская шинель» Русская народная сказка)
6) Жили старичок со старушкой; у них была дочка да сынок маленький. — Дочка, дочка! — говорит мать. — Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек, а ты будь умна, береги братца, не ходи со двора. Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу да заигралась, загулялась.
(« Гуси-лебеди» Русская народная сказка)
Второй конкурс «Сказочные фразы».
— Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.
В некотором царстве…(в некотором государстве).
По щучьему велению…(по моему хотению).
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
Стали они жить — поживать…(и добра наживать).
Третий конкурс «Удивительные превращения».
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).
Старуха и её дочь в сказке «Двенадцать месяцев» (в собак)
Четвёртый конкурс «Невидимка».
(звучит песня «В гостях у сказки»)
Загадки про сказочных героев.
1) Он пиявок добыл,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали…(Буратино – Дуремар).
2) В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали пёсика…(Тотошка – Шарик).
3) Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали…(Чебурашка – Колобок).
4) Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор…(Айболит – Карабас).
5) И красива, и мила,
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
А зовут…(Снегурочка – Дюймовочка).
6) Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,
Этот грустный…(Пятачок – ослик Иа).
7) С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка — актриса,
И зовут её… (Алиса – Мальвина).
8) Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный. Кто же это? (Буратино).
Пятый конкурс «Сказочная шкатулка»
— Задание – по описанию предмета отгадать, что находится в шкатулке.
1) С помощью предмета, находящегося внутри шкатулки, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея персонажа русских сказок. (Игла.)
2)Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились только, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
3) С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье — мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела. Сказка «Царевна-лягушка».)
4)Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное имя, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка. Э. Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья”.)
5) В шкатулке спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить мачехе с ее дочкой. (Цветы. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)
6)Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка, кто ее автор. (Мочалка. К. И. Чуковский «Мойдодыр».)
III. Дом. Задание: сочинить свою собственную сказку.
- Итог урока.
— Ребята, что мы повторили на уроке?
— А что узнали нового?
— А что вам особенно понравилось?
Используемая литература.
- Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии./м.: «Аквариум». К.: ГИППВ,1999 г.