Учитель: Соловьева Любовь Владимировна, МОАУ СОШ № 6 МО город Горячий Ключ.
Цели урока: проверить знание теоретического материала по теме «Основы динамики»; развивать интерес к предмету.
План
- Объявление темы, цели урока. Деление класса на две команды. Приветствие.
- Знаешь ли ты формулы?
- Брейн- ринг.
- Веришь – не веришь?
- Дальше, дальше, …
- Дуэль.
- Поле чудес.
- Итог урока. Выявление победителей.
- Домашнее задание.
Ход урока.
Ι.Оргмомент.
ΙΙ. «Знаешь ли ты формулы?»
Команде 1 | Команде 2 |
ɑ= F/ m | F= m g |
F= G m1 m2/ r2 | F1= F2 |
F = m (g + a) | P = m (g – a) |
F = — k x | F=μ N |
Объяснить смысл величин, формул.
ΙΙΙ. «Брейн – ринг». Ответ дает команда. Знающая ответ и получает 2 балла.
1) Сформулируйте 1 закон Ньютона. Почему он называется законом инерции? Кто первым открыл этот закон?
2) Сформулируйте 2 закон Ньютона. Как направлены ускорение и равнодействующая сила?
3)Сформулируйте 3 закон Ньютона. Как направлены ускорения взаимодействующих тел?
4) Как изменится сила сила взаимодействия между двумя телами, если массу одного тела увеличить в 2 раза, массу второго уменьшить в 3 раза, а расстояние между ними уменьшить в 3 раза? (увеличится в 6 раз).
5) В чем состоит физический смысл гравитационной постоянной?
ΙV. «Веришь – не веришь?» Учитель зачитывает утверждения:
- Если на данное тело не действуют другие тела, то тело не имеет ускорения.
- Каменная глыба массой 1000 кг менее инертна, чем деревянная балка массой 100 кг.
- На падающего парашютиста действуют три силы: сила тяжести. Вес, сила сопротивления воздуха.
- Сила трения всегда тормозит движение.
- Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя за волосы. Правда ли это?
- Космический корабль, отправляемый на Луну с ИСЗ, может и не иметь обтекаемой формы.
- Вопросы на скорость «Быстрей, быстрей…». За верный ответ 1 балл.
Команде 1:
- Часть механики, изучающая причины ускорения называется ..
- Явление сохранения скорости тела при уравновешенных внешних действиях на него называется …
- Свойство тела влиять на полученное им ускорение называется …
- Масса тела измеряется в …
- Действие одного тела на другое в результате которого возникает ускорение тела, называется …
- От равнодействующей силы зависит …
- Как направлены силы двух взаимодействующих тел?
- Силы, с которыми два тела притягиваются кдруг другу, называются …
- Точку приложения силы тяжести, действующей на тело, называют …
- Дальность полета тела наибольшая, если его начальная скорость направлена под углом …
- Изменение формы или размеров тела называют …
- Силу, с которой тело вследствие притяжения Земли действует на опору или подвес, называют …
- Состояние тела, при котором его вес равен нулю, называется …
- Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, называется…
- Ускорение свободного падения равно …
- Какую скорость надо сообщить, чтоб тело стало ИСЗ? …
Вопросы на скорость 2 команде:
- Действие одного тела на другое является причиной…
- Системы отсчета, в которых выполняется 1 закон Ньютона, называются …
- Мера инертности тела — есть его …
- Где хранится эталон массы 1 кг?
- Единица измерения силы?
- Сила, полученная в результатесложения двух или нескольких сил, называется …
- Как направлены ускорения двух взаимодействующих тел?
- Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется …
- По какой траектории движется тело, брошенное под углом к горизонту?
- Скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно обращалось вокруг планеты по круговой орбите, называют …
- Силы, возникающие при деформации тела, называются …
- В природе различают два вида сил: …(гравитационные и э/м)
- Деформации, при которых тело способно вернуться в первоначальное состояние, называют …
- Сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого, называется …
- Силу упругости, с которой опора действует на тело, называют …
- Сколько космических скоростей мы знаем?
VΙ. «Дуэль». Команды задают друг другу по три вопроса, придуманных тут же.
VΙΙ. «Поле чудес».
Как называется деревушка, в которой родился Исаак Ньютон?
В | У | Л | С | Т | О | Р | П |
VΙΙΙ. Итог урока. Выявление победителя. Оценки.
ΙХ. Домашнее задание.
Те, кто не полностью проявили свои знания и таланты, выписать все формулы из темы «Основы динамики», а остальным – повторить алгоритмы решения задач. Встречаемся на следующем уроке.