Урок – соревнование по теме «Основы динамики».

Учитель: Соловьева Любовь Владимировна, МОАУ СОШ № 6 МО город Горячий Ключ.

Цели урока: проверить знание теоретического материала по теме «Основы динамики»; развивать интерес к предмету.

План

  1. Объявление темы, цели урока. Деление класса на две команды. Приветствие.
  2. Знаешь ли ты формулы?
  3. Брейн- ринг.
  4. Веришь – не веришь?
  5. Дальше, дальше, …
  6. Дуэль.
  7. Поле чудес.
  8. Итог урока. Выявление победителей.
  9. Домашнее задание.

Ход урока.

Ι.Оргмомент.

ΙΙ. «Знаешь ли ты формулы?»

Команде 1 Команде 2
ɑ= F/ m F= m g
F= G m1 m2/ r2 F1= F2
F = m (g + a) P = m (g – a)
F = — k x F=μ N

Объяснить смысл величин, формул.

ΙΙΙ. «Брейн – ринг». Ответ дает команда. Знающая ответ и получает 2 балла.

1) Сформулируйте 1 закон Ньютона. Почему он называется законом инерции? Кто первым открыл этот закон?

2) Сформулируйте 2 закон Ньютона. Как направлены ускорение и равнодействующая сила?

3)Сформулируйте 3 закон Ньютона. Как направлены ускорения взаимодействующих тел?

4) Как изменится сила сила взаимодействия между двумя телами, если массу одного тела увеличить в 2 раза, массу второго уменьшить в 3 раза, а расстояние между ними уменьшить в 3 раза? (увеличится в 6 раз).

5)  В чем состоит физический смысл гравитационной постоянной?

ΙV. «Веришь – не веришь?» Учитель зачитывает утверждения:

  1. Если на данное тело не действуют другие тела, то тело не имеет ускорения.
  2. Каменная глыба массой 1000 кг менее инертна, чем деревянная балка массой 100 кг.
  3. На падающего парашютиста действуют три силы: сила тяжести. Вес, сила сопротивления воздуха.
  4. Сила трения всегда тормозит движение.
  5. Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя за волосы. Правда ли это?
  6. Космический корабль, отправляемый на Луну с ИСЗ, может и не иметь обтекаемой формы.
  7. Вопросы на скорость «Быстрей, быстрей…». За верный ответ 1 балл.

Команде 1:

  1. Часть механики, изучающая причины ускорения называется ..
  2. Явление сохранения скорости тела при уравновешенных внешних действиях на него называется …
  3. Свойство тела влиять на полученное им ускорение называется …
  4. Масса тела измеряется в …
  5. Действие одного тела на другое в результате которого возникает ускорение тела, называется …
  6. От равнодействующей силы зависит …
  7. Как направлены силы двух взаимодействующих тел?
  8. Силы, с которыми два тела притягиваются кдруг другу, называются …
  9. Точку приложения силы тяжести, действующей на тело, называют …
  10. Дальность полета тела наибольшая, если его начальная скорость направлена под углом …
  11. Изменение формы или размеров тела называют …
  12. Силу, с которой тело вследствие притяжения Земли действует на опору или подвес, называют …
  13. Состояние тела, при котором его вес равен нулю, называется …
  14. Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, называется…
  15. Ускорение свободного падения равно …
  16. Какую скорость надо сообщить, чтоб тело стало ИСЗ? …

Вопросы на скорость 2 команде:

  1. Действие одного тела на другое является причиной…
  2. Системы отсчета, в которых выполняется 1 закон Ньютона, называются …
  3. Мера инертности тела — есть его …
  4. Где хранится эталон массы 1 кг?
  5. Единица измерения силы?
  6. Сила, полученная в результатесложения двух или нескольких сил, называется …
  7. Как направлены ускорения двух взаимодействующих тел?
  8. Сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется …
  9. По какой траектории движется тело, брошенное под углом к горизонту?
  10. Скорость, которую надо сообщить телу, чтобы оно обращалось вокруг планеты по круговой орбите, называют …
  11. Силы, возникающие при деформации тела, называются …
  12. В природе различают два вида сил: …(гравитационные и э/м)
  13. Деформации, при которых тело способно вернуться в первоначальное состояние, называют …
  14. Сила трения, возникающая при скольжении одного тела по поверхности другого, называется …
  15. Силу упругости, с которой опора действует на тело, называют …
  16. Сколько космических скоростей мы знаем?

VΙ. «Дуэль». Команды задают друг другу по три вопроса, придуманных тут же.

VΙΙ. «Поле чудес».

Как называется деревушка, в которой родился Исаак Ньютон?

В У Л С Т О Р П

 

VΙΙΙ. Итог урока. Выявление победителя. Оценки.

ΙХ. Домашнее задание.

Те, кто не полностью проявили свои знания и таланты, выписать все формулы из темы «Основы динамики», а остальным – повторить алгоритмы решения задач. Встречаемся на следующем уроке.