Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методические рекомендации по реализации Закона 1539

Методические рекомендации по реализации Закона 1539 от 21 июля 2008 года «О мерах по профилактике, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Краснодарском крае» органами и учреждениями социальной защиты населения

Органы и учреждения социальной защиты населения организуют работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии со статьями 12 и 13 Федерального Закона N°120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьей 6 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года N° 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».

Основными направлениями в работе органов и учреждений социальной защиты населения являются:

1) информационно-просветительская работа;

2) профилактическая работа;

3) выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении;

4) организация индивидуально-профилактической работы.

Информационно-просветительская работа

Информационно-просветительская работа включает в себя:

  • оформление стендов по реализации «детского закона» с указанием номеров телефонов, по которым можно обратиться с вопросами по реализации Закона, в случаях нарушений прав несовершеннолетних, с информацией о незаконной продаже алкогольной и табачной продукции несовершеннолетним и т.д. во всех органах и учреждениях социальной защиты населения;
  •  разработку, тиражирование, распространение памяток и буклетов для разных категорий населения по основным направлениям Закона N°1539-КЗ;
  • организацию «круглых столов», собраний, дискуссий, обсуждений, консультаций для родителей и несовершеннолетних по реализации российского и краевого законодательства в области защиты прав несовершеннолетних;
  • выступления специалистов органов и учреждений социальной защиты населения с материалами по реализации «детского закона» в средствах массовой информации.

Профилактическая работа

В профилактическую работу входит:

  • проведение ежеквартального мониторинга семейного неблагополучия, в целях своевременного предупреждения его развития;
  • оказание адресной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей,  находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждой из них;
  • организация туристических походов, отдыха, оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении, на базе оздоровительных учреждений Краснодарского края;
  • организация и проведение социально-значимых мероприятий для детей и родителей;
  • организация досуга несовершеннолетних, развитие их творческих способностей в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания.

Выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении

В целях выявления семей и несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении необходимо:

  • организовать подворовые обходы;
  • взаимодействовать со службами системы профилактики, администрациями сельских (городских) поселений, председателями квартальных комитетов, ТСЖ и т.д.
  • определять причины и условия, способствующие возникновению семейного неблагополучия.
  • участвовать в рейдовых мероприятиях.

При составлении графиков рейдовых мероприятий учитывается ситуация в семье сотрудника, участвующего в рейде, его состояние здоровья, график работы на следующий или в этот день и т.д.

При получении информации из районного штаба по реализации «детского закона» о несовершеннолетних, выявленных в ночное время без сопровождения взрослых, специалист управления социальной защиты населения, курирующий вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должен оперативно информировать заведующего отделением профилактики семейного неблагополучия о выявленном нарушении.

Заведующий отделением, в срочном порядке информирует о данном факте  специалиста по социальной работе, который закреплен за сельским (городским) поселением, в котором проживает семья несовершеннолетнего нарушителя.

Полученная информация фиксируется в журнале получения информации и специалист по социальной работе в течение суток должен посетить семью, при необходимости в семью можно выйти коллегиально со специалистами различных заинтересованных служб системы профилактики.

При посещении семьи необходимо ознакомиться с материально-бытовыми условиями семьи несовершеннолетнего, провести разъяснительную работу с ним и родителями по Закону N° 1539, напомнить об обязанностях родителей по воспитанию детей и ответственности за это, а также информировать родителей о возможной социальной помощи по направлениям деятельности управления социальной защиты населения в муниципальном образовании.

Специалист по социальной работе информирует о результатах выезда в семью своего руководителя, а он, в свою очередь, управление социальной защиты населения.

При выявлении признаков семейного неблагополучия, семья ставится на ведомственный учет, а на семьи, предположительно находящиеся в социально опасном положении материалы направляются в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании и службы системы профилактики для организации межведомственной работы.

Организация индивидуально-профилактической работы

Для проведения индивидуально-профилактической работы необходимо:

  • организовать работу по реализации плана индивидуальной профилактической работы, который составляется с учетом индивидуальных особенностей семьи и несовершеннолетних, направлен на устранение причин и условий, которые способствовали появлению признаков семейного неблагополучия или совершению преступления несовершеннолетним;
  • предоставлять различные виды социальных услуг, с учетом индивидуальных особенностей семей, их потребностей:
    • социально-психологические, направленные на содействие семье и детям в улучшении их психического состояния, восстановления способности к адаптации в среде жизнедеятельности;
    • социально-педагогические, направленные на организацию досуга детей, оказание содействия родителям в воспитании детей;
    • социально-правовые, направленные на оказание юридической помощи, защиты законных интересов семьи, материнства и детства и т д.
    • социально-бытовые, направленные на поддержание или обеспечение жизнедеятельности семей, имеющих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально опасном положении;
    • социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности;
  • организовать социальный патронаж.